Замороженная справедливость
9 ноября 2016 г.Власти Хакасии вошли в Госдуму с инициативой о внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике".
Речь идет о том, чтобы сохранить в республике до 2029 года механизм "последней мили". Это вид перекрестного субсидирования, когда крупные потребители, подключенные к магистральным сетям Федеральной сетевой компании (ФСК), вынуждены оплачивать услуги по более высокому тарифу межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), которые арендуют у ФСК часть сетевого оборудования - ту самую "последнюю милю". Для большинства регионов страны ее действие прекратилось с января 2014 года. Хакасии дали отсрочку до 2017 года, учитывая сложившуюся в республике структуру электропотребления: больше половины электроэнергии потребляют алюминиевые заводы РУСАЛа. Соответственно, они компенсируют значительную часть тарифа по передаче электроэнергии для населения и других потребителей.
Правительство Хакасии пыталось использовать отсрочку с "последней милей", но все равно столкнулось с выпадающими доходами территориальных сетевых организаций. Источники компенсации могут быть тарифными и бюджетными. Но бюджет Хакасии и без того дотационный, так что остается рост тарифов для разных категорий населения, организаций и бизнеса. Этого власти Хакасии хотели бы избежать, предвидя негативные социальные и экономические последствия. "Решение" проблемы нашлось: попробовать еще на десять с лишним лет продлить действие "последней мили", чтобы выпадающие доходы покрывали производители алюминия.
Однако, как ни велик и ни силен РУСАЛ, но и для него огромные непроизводственные расходы очень ощутимы. Только за период с 1 января 2014 г. по 1 июля 2016 г. оплаченный Саяногорским алюминиевым заводом объем перекрестного субсидирования составил 2169 млн руб. Это особенно сказывается сейчас, когда на рынке алюминия установились низкие цены и законы конкуренции требуют от производителей алюминия прежде всего снижения затрат. Ясно, что конкурентоспособность промышленности, особенно экспортно ориентированной и энергоемкой, которая отягощена перекрестным субсидированием, заведомо слабее.
К тому же не вполне очевидно, что правительство региона и сетевая компания ОАО "МРСК Сибири" должным образом использовали предоставленное правительством РФ время для поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования.
Как бы самоустранились от проблемы электросетевые компании, в том числе компании "последней мили", в помощь которым не от хорошей жизни и было когда-то затеяно перекрестное субсидирование. Но сейчас эти компании, судя по финансовой отчетности, вполне благополучны. Так, в "Россетях" отмечают: основные финансово-экономические показатели за девять месяцев 2016 года свидетельствуют об устойчивом финансовом положении компании и эффективном управлении деятельностью "дочек". "В целом "Россети" могут обойтись без механизма "последней мили", - считает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев. - В России есть всего четыре региона, где процесс отказа от "последней мили" отложен до 2029 года. Что касается роста тарифов, то он находится в разумных пределах, в том числе в Хакасии". Между тем у электросетевых организаций есть значительная прибыль, которую можно использовать на модернизацию, на инвестиционные и ремонтные программы. Однако вместо этого прибыль выплачивается акционерам, и только примерно половина достается государству. Среди прочих акционеров есть частные лица, иностранные компании. Получается, что деньги, собранные в том числе через "последнюю милю" с отечественных промышленников, перетекают в карманы частных лиц?
Вот как оценивает ситуацию Валерий Дзюбенко, заместитель директора Ассоциации "Сообщество потребителей энергии": "Та же "МРСК Сибири", по данным с ее официального сайта, на треть принадлежит кипрскому офшору. Планы по выплате дивидендов выглядят довольно странно: деньги, получаемые сетевой монополией в том числе за счет перекрестки, изымаются у одного промышленного хозяйствующего субъекта в пользу государства и неких третьих лиц.
Отказаться от перекрестного субсидирования позволяет не только перенос тарифной нагрузки на население, но и сокращение объема средств, которые требует сетевая компания для обеспечения своей деятельности. Многие регионы предпринимают усилия для того, чтобы сокращать объемы перекрестного субсидирования и избыточную, "надтарифную" нагрузку на промышленность. Хакасия почему-то решила двигаться в обратном направлении".
Российская газета