МЭР представило планы по созданию нового регулятора в электроэнергетике
6 июля 2016 г.Минэкономразвития РФ, больше года назад заявившее о необходимости создания нового регулятора в электроэнергетической отрасли, выставило на общественное обсуждение необходимые для этого поправки в законодательство. Одной из главных задач нового регулятора предлагается сделать анализ экономической эффективности инвестпроектов энергокомпаний, инвестпрограммы которых утверждаются органами власти.
Разработанный Минэкономразвития проект поправок в федеральный закон "Об электроэнергетике" опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Он предполагает создание коллегиального органа — ассоциации "Совет по надежности и развитию Единой энергетической системы (ЕЭС) России".
Его предлагается создать по подобию регулятора оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности — ассоциации "НП "Совет рынка", включив в состав потребителей, производителей электроэнергии, представителей органов власти, электросетевых компаний и экспертов.
Членство в "Совете по надежности" предлагается сделать обязательным для всех крупных компаний-потребителей и производителей электроэнергии, мощность энергообъектов которых превышает 25 МВт. Финансировать деятельность совета планируется за счет платежей членов совета, снизив при этом одновременно тариф на услуги "Системного оператора ЕЭС". Госконтроль за работой самого совета предлагается передать уполномоченному правительством РФ органу, у которого будет право вето на решения совета.
К функциям нового регулятора МЭР предлагает отнести, прежде всего, анализ экономической эффективности проектов для включения в инвестпрограммы и их последующей реализации, а также участие в техническом регулировании отрасли, разработке программ ее развития, прогнозов производства и потребления электроэнергии.
В случае с электроэнергетикой вся эта работа прямо влияет на стоимость энергии. На основании программ развития и прогнозов потребления на несколько лет вперед уже сегодня начинают строиться электростанции и электросети, соответственно, необходимые расходы включаются в цену электроэнергии.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, действующая система инвестиционного планирования и технического регулирования в отрасли создает существенную нагрузку на производителей и покупателей электроэнергии. Когда МЭР представляло планы по созданию "Совета по надежности" в начале 2015 года, объем непрямой технической нагрузки на потребителей ведомство оценивало в 100 миллиардов рублей ежегодно.
На сегодняшний день органы власти утверждают инвестпрограммы крупных энергохолдингов "Росэнергоатом", "Россети", "Русгидро", "РАО ЭС Востока" и других компаний. Как отмечает МЭР, при этом не предусмотрена оценка экономической эффективности инвестпроектов, позволяющая сравнить их стоимость с эффектом от реализации.
Создание такого механизма, по мнению министерства, должно сократить объемы инвестпрограмм. В пояснительной записке в качестве примера приводится инвестпрограмма ФСК, объем финансирования которой в среднем в 2015-2019 годах составляет 93,8 миллиарда рублей ежегодно. При этом, по оценке Минэкономразвития, объем необходимых инвестиций составляет около 50 миллиардов рублей в год.
Участие "Совета по надежности" в техническом регулировании, согласно пояснительной записке, необходимо потому, что новые техтребования могут повлечь чрезмерные расходы энергокомпаний на их соблюдение. В рамках совета производители электроэнергии смогут поучаствовать в разработке требований.
Кроме того, МЭР считает, что целесообразно рассмотреть возможность введения контроля "Советом по надежности" "Системного оператора ЕЭС", за которым сохранятся функции по оперативно-диспетчерскому управлению энергосистемой РФ. Сейчас деятельность "Системного оператора" контролируют Минэнерго, Ростехнадзор, НП "Совет рынка".
Между тем, именно "Системный оператор" выступал главным оппонентом Минэкономразвития, когда оно впервые представило планы создания "Совета по надежности".
В пресс-службе "Системного оператора" тогда отмечали, что "попытки установления любого дополнительного контроля за деятельностью "Системного оператора" продиктованы не желанием снизить финансовую нагрузку на конечного потребителя, а создать дополнительные рычаги, которые позволят в обход государственных институтов оказывать прямое влияние на технические решения, и в этой ситуации трудно спрогнозировать негативные последствия для надежности функционирования энергосистемы".
К функциям "Совета по надежности" МЭР предлагает также отнести проведение оценки готовности энергокомпаний к отопительному сезону, выдачу заключений о последствиях вывода из эксплуатации генерирующих объектов и электросетей, формирование предложений по "вынужденным" энергоблокам (они зачастую получают повышенные платежи за мощность, но необходимы для работы энергосистемы или теплоснабжения населенных пунктов).