Разногласия на два процента
26 мая 2016 г.Независимые производители газа НОВАТЭК и "Роснефть" заблокировали предложение ФАС на 2% повысить тарифы на транспортировку газа. Компании добились того, что решение об индексации вынесено на уровень вице-премьера Аркадия Дворковича. Правление ФАС собиралось уже сегодня утвердить рост тарифа с 1 июля, но независимые, Минэнерго и Минэкономики были резко против. НОВАТЭК и "Роснефть" настаивают на снижении тарифа, но, по мнению собеседников "Ъ", наиболее вероятен компромисс на уровне 1%.
Правление ФАС сегодня не будет, как ожидалось, рассматривать повышение с 1 июля тарифов на транспорт газа для независимых производителей, сообщили "Ъ" источники, знакомые с ситуацией. Вместо этого вопрос вынесен на согласительное совещание у вице-премьера Аркадия Дворковича. ФАС предлагала повысить тариф на 2%, как и в прошлом году, что соответствует социально-экономическому прогнозу и темпам индексации оптовых цен на газ. Но независимые производители НОВАТЭК и "Роснефть" выступили против, утверждая, что тариф должен не расти, а снижаться. Против индексации на 2% возражали также Минэкономики и Минэнерго: по их мнению, ФАС и "Газпром" недостаточно обосновали необходимость этого. По словам собеседника "Ъ" в Минэкономики, "2% -- это верхний предел роста, обозначенный в прогнозе, но ведь нужно объяснить, почему вообще должен быть рост". Глава профильного управления ФАС Дмитрий Махонин заявил "Ъ", что служба также "видит проблему в том, как "Газпром" раскрывает информацию, необходимую для формирования тарифов". Относительно заседания правления он заметил, что в практике работы правления "были случаи, когда решение откладывалось".
Острота вопроса связана с тем, что по мере увеличения доли независимых на внутреннем рынке они вынуждены транспортировать газ на все большие расстояния и динамика тарифа существенно влияет на рентабельность.
Например, расходы НОВАТЭКа на транспортировку в первом квартале в среднем составили около 37% от цены реализации газа. Более того, "Газпром", который платит за транспортировку, по сути, самому себе, может за счет роста тарифа сдерживать экспансию независимых. В "Газпроме" вчера отказались от комментариев, заметив, что выполнят решение правительства.
В "Роснефти" заявили "Ъ", что тариф на транспорт должен снижаться, поскольку планы "Газпрома" по инвестициям в газопроводы в европейской части РФ значительно ниже, чем в 2015 году. По данным "Газпрома", в 2015 году он планировал капвложения в ГТС в размере 442,5 млрд руб., в этом году -- на 25% меньше (331 млрд руб.). Если же не учитывать затраты на экспортную трубу "Сила Сибири" (куда независимые не имеют доступа), то снижение составит 42%. В НОВАТЭКе согласны, что тариф должен снижаться, и отмечают, что ФАС не раскрывала данные, на основе которых предлагает повышение на 2%. Это предложение НОВАТЭК считает необоснованным.
Как в прошлом, так и в этом году руководство НОВАТЭКа и "Роснефти" направляло в правительство письма и справки, требуя пересмотра подходов к определению тарифов на транспорт газа. Компании выступают против системы, при которой "Газпром" сдает газотранспортную систему (ГТС) в аренду дочерним трансгазам и постоянно увеличивает амортизацию основных средств ГТС (в 2,9 раза с 2005 года, по оценке НОВАТЭКа) за счет их переоценки. Эта амортизация составляет основную часть арендной платы трансгазов и около половины всей себестоимости услуг по транспорту газа, которая учитывается при расчете тарифа. По мнению независимых, такая схема приводит к тому, что они заново оплачивают созданные газопроводы. Как указывается в письме главы "Роснефти" Игоря Сечина руководителю ФАС Игорю Артемьеву (копия есть у "Ъ"), при экономически обоснованном расчете тарифа для независимых он должен был быть снижен на 10% еще в 2015 году. Потребители поддерживают позицию независимых. "Любое увеличение тарифа на транспорт автоматически увеличивает наши платежи за газ",-- заявил "Ъ" вице-президент НЛМК по энергетике Сергей Чеботарев. По мнению директора ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Василия Киселева, тарифы на транспортировку при сокращении инвестпрограммы "Газпрома" должны снижаться.
В прошлом году независимые уже значительно преуспели, добившись индексации тарифа на транспортировку на 2% против предлагавшихся 7,5%. В этом году собеседники "Ъ" в отрасли ожидают не менее ожесточенных споров, но, по мнению большинства источников "Ъ", добиться нулевой индексации "Роснефти" и НОВАТЭКу едва ли удастся. "Наиболее вероятный вариант -- компромисс на уровне 1%",-- отмечает собеседник "Ъ" в правительстве. Но времени мало: новые тарифы должны вступить в силу с 1 июля, а регистрация приказа в Минюсте занимает до 30 дней. Затягивание сроков может стать одним из вариантов компромисса, поскольку, если тариф проиндексируют, например, с 1 сентября, суммарный платеж в пересчете на год снизится.
Коммерсантъ