Потребителей не накажут за лишние провода
2 марта 2016 г.Вице-премьер Аркадий Дворкович отказался нагружать потребителей электроэнергии дополнительными энергоплатежами: он счел преждевременным введение платы за резерв сетевой мощности. Такой механизм предлагало Минэнерго, ссылаясь на то, что неиспользуемая мощность приводит к повышению тарифов и росту инвестпрограмм сетей. Но в кризис правительство приняло позицию крупной промышленности, в том числе металлургов, которым новация грозит миллиардными расходами.
По итогам совещания 12 февраля с представителями металлургических компаний вице-премьер Аркадий Дворкович согласился, что принимать проект правительства по оплате неиспользуемых потребителями электросетевых мощностей (резерва сетевой мощности) преждевременно, говорится в протоколе совещания. Такие изменения несколько лет предлагает Минэнерго, в очередной раз ведомство разослало ведомствам проект в декабре 2015 года, сообщают два источника "Ъ" в отрасли.
Плата за сетевой резерв должна стимулировать отказ от них в пользу новых энергопотребителей. Перераспределение мощности могло бы помочь сетям выполнять свои обязательства по подключениям при сокращении инвестпрограмм. В "Россетях" подчеркивают, что сегодня нет ни механизма финансовой ответственности за неиспользуемую мощность, ни механизма ее изъятия. При этом компания обязана обслуживать 100% мощности, хотя используется не более 30-35% от заявленного. По подсчетам Минэнерго, неиспользуемая мощность только по потребителям свыше 670 кВт составляет 69 ГВт. Анализ по 70 регионам показал, что потребителями в среднем не используется 58% максимальной заявленной мощности. Расходы на содержание резерва ложатся в общий тариф на передачу, который вынуждены платить и те, кто оптимально использует мощности.
Минэнерго предлагало оплачивать резерв потребителей с мощностью устройств более 3 МВт, если он превышает 40% от максимума. Плата должна расти: до 2018 года оплачивается 5% резерва, в 2018 году — 10%, в 2019 году — 15%, с начала 2020 года — 20%, рассказал источник "Ъ", знакомый с проектом, а для потребителей первой и второй категории надежности оплата вдвое больше. В Минэнерго подчеркивают, что проект затрагивает интересы только потребителей, не использующих большую часть резерва более трех лет. Для новых потребителей предлагалось вводить плату за резерв, если он спустя год после присоединения превышает 80%, а по истечении двух лет — 60%. На полученную сумму платежей за резерв снижается необходимая валовая выручка сетей и, соответственно, тариф за передачу.
Против этого выступали Минэкономики и НП "Сообщество потребителей энергии", но межведомственные дискуссии продолжались в прошлом году. Не поддержали проект также в ФАС и Совете федерации. Но по мере нарастания кризиса правительство стало больше прислушиваться не к госмонополии "Россети", а к позиции предпринимателей. Летом 2015 года плата за сетевой резерв попала в список неналоговых платежей, на которые правительство предлагает наложить мораторий. Но Минэнерго снова предложило идею в перечне антикризисных мер, но она не попала в итоговый список. В ноябре министерству поручили доработать проект после консультаций с бизнесом, но разосланный в декабре проект содержательно не отличался от прошлых версий.
В РСПП заявляли, что мера не приведет к повышению загрузки мощностей, потому что в местах наличия неиспользуемой мощности спрос на нее отсутствует. По оценке "Сообщества потребителей энергии", дополнительная нагрузка в случае введения платы за резерв для черной металлургии составит 16 млрд руб. Суммарная нагрузка на экономику, по данным Минэкономики, может составить около 100 млрд руб. в год, резюмируют в сообществе. Минэкономики не стало рассматривать последний проект, поскольку он не соответствует поручению правительства, сообщили "Ъ" в ведомстве. Минэкономики предлагает Минэнерго рассмотреть альтернативную концепцию: в ноябре 2015 года правительство поручало разработать механизм резерва для мест, где есть реальный спрос на сетевую мощность.