Белый дом не принимает мощность
12 августа 2015 г.Правительство потребовало от Минэнерго доработать проект постановления о долгосрочных отборах мощности, не найдя в нем достаточного экономического обоснования. Это создает риск того, что ведомства не успеют согласовать документ к сентябрю, когда должен пройти первый отбор. Впрочем, проект не нравится и участникам рынка: энергокомпании требуют дополнительной индексации цен, а потребители жалуются на то, что цены и так слишком сильно вырастут.
Белый дом вернул Минэнерго на доработку проект постановления по долгосрочному конкурентному отбору мощности (КОМ) на 2016-2019 годы, следует из письма аппарата правительства от 7 августа ("Ъ" ознакомился с письмом). По мнению аппарата, министерство при разработке документа не выполнило требования регламента, связанные с оценкой экономических последствий и финансовым обоснованием. Проект постановления Минэнерго внесло 6 августа.
Долгосрочные отборы мощности (определяют постоянную ежемесячную плату для наиболее эффективных электростанций) были заложены еще в реформе РАО "ЕЭС России", но их введение каждый год откладывалось. Сейчас, согласно подготовленному Минэнерго проекту, КОМ на 2016 год проводится до конца октября, на 2017-2019 годы -- 15 декабря (с 2016 года должны ежегодно проходить отборы с началом поставки мощности через три года). Долгосрочный КОМ позволит энергокомпаниям планировать реконструкцию и вывод оборудования, а также лучше прогнозировать свой денежный поток. Но возвращение проекта в Минэнерго создает риск того, что регуляторы не уложатся в срок. Ценовые заявки на КОМ-2016 будут приниматься уже со 2 сентября, говорится на сайте "Системного оператора". Белый дом требовал подготовить согласованный проект по КОМ до 11 августа.
Впрочем, идеология долгосрочного КОМ от Минэнерго по-прежнему вызывает нарекания участников рынка -- потребителей и генераторов. По проекту ценообразование происходит по модели эластичной кривой спроса: при снижении маржинальной цены на мощность можно отобрать для рынка объем генерации, превышающий прогнозируемый спрос. Генераторы при этом сами определяют свои стратегии: либо получить оплату всей своей мощности по более низкой цене, либо вывести часть оборудования и получить более высокую цену на оставшуюся мощность, отмечают в Минэнерго.
Тормозить резкие колебания цены Минэнерго предлагает за счет ценовых пола и потолка: для первой энергозоны (Европа и Урал) коридор составит 110-150 тыс. руб. за 1 МВт в месяц, для второй (Сибирь) -- 150-210 тыс. руб. Цена КОМ индексируется на инфляцию минус 1 п. п. Это не устраивает генераторов. Директор НП "Совет производителей энергии" (СПЭ) Игорь Миронов сообщил, что генкомпании во вторник направили вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо с замечаниями. Организация настаивает на индексации цены КОМ на инфляцию и считает, что в 2016 году нужно проиндексировать и цену на мощность по регулируемым договорам (поставки для населения) "с учетом компенсации за отсутствие индексации в 2014-2015 годах" (тарифы были заморожены). Иначе третий год подряд цена по таким договорам будет значительно ниже экономически обоснованных затрат на поддержание генерации, заявил господин Миронов. В 2013-2016 годах индекс потребительских цен вырастет на 33,5%, приводят генераторы прогноз Минэкономики. Кроме того, НП хочет отменить рост штрафов за непоставку мощности: санкции вырастут примерно в пять раз относительно текущего уровня, до 66,15 млрд руб., и составят почти 19% от платы за мощность, но при избытке мощности в 21 ГВт это нецелесообразно.
Напротив, "Сообщество потребителей электроэнергии" считает, что Минэнерго предлагает не решать проблему избытка мощности, а обязать потребителей оплачивать ненужную генерацию еще как минимум четыре года. Министерство завышает спрос с 184 ГВт до 206 ГВт, а цены на 30-50% выше экономически обоснованного уровня, рассчитанного ФСТ, считают потребители. С учетом других факторов и падения потребления это приведет к росту платежа потребителей за мощность на 26%, до 618 млрд руб. в 2016 году, заключают в сообществе.