Минэнерго выравнивает платежи
4 июня 2015 г.Регуляторы по-прежнему не могут согласовать реформу выплат для окупаемости новых электростанций. Последний -- компромиссный -- вариант Минэнерго даже направило в правительство, но выяснилось, что из-за начисления доходности на отложенные платежи выплаты потребителей до 2033 года вырастут на 271 млрд руб., что лишь на 52 млрд руб. меньше более радикального варианта. Потребители не согласны доплачивать энергокомпаниям, а последние рискуют лишиться части доходов, если реформу не примут до июля.
Как выяснил "Ъ", Минэнерго 21 мая направило в правительство проект постановления, призванный решить проблему роста в ближайшие годы платежей по договорам на поставку мощности -- ДПМ (копия есть у "Ъ"). Эту концепцию предварительно одобрили на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича еще в декабре 2014 года.
ДПМ гарантируют энергокомпаниям окупаемость новых электростанций за счет повышенной оплаты их мощности -- в несколько раз больше выплат "старым" станциям. Минэнерго пытается сгладить нагрузку на крупных потребителей в 2014-2017 годах, когда пик вводов по ДПМ приведет к росту платежей на оптовом энергорынке. Решить проблему регулятор пытается уже полтора года, но найти вариант, который устроит всех, не удается.
Сейчас окупаемость проектов ДПМ, рассчитанная на 15 лет, фактически уложена в десятилетний срок, что приводит к резкому росту платежей на седьмом-десятом году работы новой станции. В конце 2013 года, когда правительство задумалось о сдерживании конечных энергоцен, был поднят вопрос о корректировке ДПМ. Было предложено "растянуть" выплаты на 15 лет: это сглаживало бы их рост на седьмом-десятом году работы, но увеличивало бы суммарную нагрузку на рынок на 323 млрд руб. за весь срок. Этот вариант не устроил потребителей и ряд генкомпаний с высокой кредитной нагрузкой.
Как писал "Ъ" 4 декабря, в конце 2014 года по инициативе "Интер РАО" родился компромиссный вариант, который не убирал "горб" платежей на седьмом-десятом году работы новой станции, но лишь несколько его уменьшал, часть платежей переносилась на одиннадцатый-пятнадцатый год. Но в последние пять лет в формуле учитывается доходность, привязанная к ОФЗ (в 2016 году может достигнуть 18-20% годовых), а это приводит к росту платежей в 2016-2033 годах по ДПМ на 271 млрд руб., подсчитали в НП "Совет рынка". Регулятор отмечает, что рост вызван лишь разницей в стоимости денег в поздний период, а приведенные в цены 2016 года платежи равны действующему варианту.
Но рост стоимости ДПМ в последней версии реформы по-прежнему не устраивает потребителей, и НП "Сообщество потребителей энергии" вчера обратилось с письмом к Аркадию Дворковичу (копия есть у "Ъ"). Кроме того, на прежней версии с максимальным сглаживанием платежей в ближайшие годы настаивает Минэкономики. В секретариате вице-премьера отказались от комментариев, в Минэнерго не ответили "Ъ".
Вопрос корректировок в расчеты стоит сейчас особенно остро, поскольку уже в июле начнутся первые расчеты платежей за мощность за седьмой год поставки, рассказывает источник "Ъ". Если срочно не принять изменения, то станции недополучат часть платы за мощность. Это касается объектов "Газпром энергохолдинга", которому принадлежит "Мосэнерго", раньше всех начавшее новое строительство. Первый энергоблок по ДПМ введен в ноябре 2007 года (450 МВт на ТЭЦ-27), рассказали в "Мосэнерго". В ГЭХ отказались от комментариев.
"Поправки в правила ДПМ в текущем виде экономически невыгодны для потребителей, хотя идея возникла именно как инструмент их защиты,-- напоминает гендиректор Сибирской генерирующей компании (подконтрольна Андрею Мельниченко) Михаил Кузнецов.-- Для генкомпаний перенос сроков также неинтересен, за исключением, может быть, иностранцев, имеющих доступ к дешевому фондированию".