Промышленности лишняя энергия ни к чему
23 марта 2015 г.Представители бизнеса и госкомпаний просят Минэнерго поменять правила рынка мощности так, чтобы электроэнергия стала дешевле
НП «Сообщество потребителей энергии», куда входят крупнейшие металлургические компании, «Роснефть», «Транснефть» и др., предлагает Минэнерго радикально решить проблему неработающего рынка мощности. Письмо с перечнем мер председатель наблюдательного совета НП Александр Старченко отправил министру энергетики Александру Новаку в пятницу (копия есть у «Ведомостей»).
Счет за электричество состоит из двух частей: собственно электроэнергии, которую потребители покупают на рынке на сутки вперед (РСВ), и платы за мощность, которая покрывает постоянные издержки генерирующих компаний. Ее размер определяется раз в год на конкурентном отборе мощности (КОМ) для 21 зоны свободного перетока (ЗСП, территория, не имеющая ограничений на передачу электричества): составляется перечень станций, которые будут получать оплату на предстоящий год, и размер выплат. Но в последние годы процедура дала сбой. В результате в 2014–2015 гг. слишком дорогими для рынка оказались традиционно дешевые ГЭС. При этом потребителям пришлось заплатить почти за всю не прошедшую отбор мощность (12,7 из 15,2 ГВт).
Сейчас Минэнерго и участники рынка пытаются разработать новые правила. Минэнерго предлагает провести торги не для ЗСП, а для ценовых зон (их две – европейская часть и Урал, а также Сибирь), отменить предельный уровень цен. Предложения генерирующих компаний – взять паузу на год и в 2016 г. просто проиндексировать цены 2015 г. Предложения Минэнерго не приведут к уменьшению мощности, оплачиваемой сверх спроса, и стабилизации цены, пишет Старченко. В 2014 г. предприятия снизили покупку электроэнергии на 1%, но цена выросла на 6,5%, отмечает главный эксперт ЦЭП Газпромбанка Наталья Порохова.
Партнерство потребителей энергии считает, что нужно снизить в сравнении с прошлым годом суммарную отраслевую выручку. Для этого в ближайшие три года необходимо без оплаты ежегодно выводить не менее 8 ГВт, а до 2020 г. – 30 ГВт устаревшей мощности (план «Системного оператора» выводить по 7,3 ГВт мощности до 2020 г.). Еще одно требование потребителей – ограничить доходность по договорам о предоставлении мощности (ДПМ) уровнем 12–14%. Этот показатель зависит от доходности ОФЗ и составлял чуть менее 14%, но в 2016 г. может вырасти до 25–35%, а это дополнительные 24–33 млрд. руб., которые заплатят потребители. Нужно отказаться от строительства невостребованных объектов по ДПМ, пишет Старченко. «Системный оператор» насчитывал таких 2,14 ГВт. Ввод 1,36 ГВт из них (остальные перенесены) обойдется потребителям в 120 млрд. руб. за 15 лет, подсчитала Порохова. Необходимо пересмотреть резерв оплачиваемой мощности (в 2015 г. по разным зонам 17,2–32,6%) и вообще не оплачивать мощность, которая не прошла КОМ, продолжает Старченко. В будущем партнерство и вовсе предлагает перейти к рынку одного товара.
Становится очевидно, что действующие в энергетике механизмы нерыночные, резюмирует Старченко: чем больше предложение, тем дороже платит потребитель. Если электроэнергия и дальше будет дорожать, несмотря на снижение потребления, то стоит задуматься о возврате к госрегулированию, считает Старченко. Профицит мощности частично компенсируется снижением цен на РСВ, указывает Порохова. В 2015 г. «Системный оператор» ожидал профицит мощности в 20 ГВт: ввод новых АЭС, ГЭС и ТЭС прибавил к плате потребителей 110 млрд. руб., а эффект от конкуренции на РСВ в европейской части и на Урале в 2012–2014 гг. составил 93 млрд. руб.
В Минэнерго письмо пока не получили, говорит представитель министерства. Представитель НП «Совет производителей энергии» отказался от комментариев.
Ведомости