ФСК сворачивает сети
25 февраля 2015 г.Энергетики начинают масштабное сворачивание инвестпрограмм: как стало известно "Ъ", Федеральная сетевая компания (ФСК) готова урезать вложения в 2016-2019 годах на 45%, до 250 млрд руб. Сокращение коснется не только новых проектов, может быть законсервирована часть незавершенных строек. Из-за дефицита средств ФСК сосредоточится на предотвращении роста аварийности. От проектов, не обеспеченных льготными кредитами, компания может отказаться уже в 2015 году: тарифные ограничения не позволяют ей привлекать средства по высоким ставкам.
Вчера ФСК раскрыла информацию о решениях совета директоров, состоявшегося 19 февраля. В частности, обсуждалось сокращение инвестпрограммы компании на 2015-2019 годы "с учетом ограничений объема финансирования". Утвержденная в ноябре 2014 года инвестпрограмма предполагала вложение 563 млрд руб., компания планировала ввести 42,3 тыс. МВа трансформаторной мощности и почти 11 тыс. км ЛЭП. Теперь, сообщили "Ъ" в ФСК, инвестпрограмма на 2015 год сократится на 30%, до 75,5 млрд. руб., на 2016-2019 годы -- на 45% до 250 млрд руб. (контролирующие ФСК "Россети" рассматривает общее сокращение своей инвестпрограммы на 30%, до 878 млрд руб.).
"Оптимизация инвестиций учитывает новые реалии спроса на электроэнергию",-- пояснили в ФСК. Новые реалии очертило Минэнерго -- до 2020 года среднегодовой рост потребления электроэнергии не превысит 0,5% в год (см. "Ъ" от 24 февраля). Вчера в министерстве отказались от комментариев. В Минэкономики "поддерживают сокращение инвестпрограмм энергокомпаний", но подчеркивают, что темпы сокращений вводов не должны превышать снижение инвестиций более чем на 5-10%.
В первую очередь ФСК теперь будет инвестировать в предотвращение роста аварийности (в 2013 году составляла 1,95 на 1 тыс. ед. обслуживания), техприсоединение генерации и нефтегазовых компаний, а также в целом потребителей при условии не менее 70% оплаты. Крупные инфраструктурные проекты, как расширение БАМа и "Транссиба", будут реализованы только при наличии внешнего источника финансирования. ФСК, со своей стороны, надеется найти льготные заемные средства, поскольку индексация тарифов по прогнозной инфляции 2014 года не позволяет привлекать кредиты по рыночным ставкам.
ФСК также анализирует возможность консервации незавершенного строительства, в первую очередь в случаях нарушений условий договоров подрядчиками. Деталей в компании не раскрывают, но в Минэкономики уточняют, что такие проекты не будут оплачиваться потребителям, а "приоритет должен быть у проектов в завершающей стадии". Инжиниринговые компании, с которыми ФСК работает без авансов, уже испытывают проблемы с финансированием. Источники "Ъ" среди подрядчиков утверждают, что в конце 2014 года ФСК перестала принимать готовые объекты, отказываясь от оплаты, однако в компании это категорически опровергают.
Глава НП ТСО Александр Хуруджи говорит, что консервация сетевых объектов далеко не всегда эффективна. "Если объект построен, но не поставлен под напряжение, на нем нужно содержать персонал, обеспечивать безопасность,-- поясняет он.-- Когда оборудование можно демонтировать, затраты существенно снижаются в долгосрочной перспективе. Но если речь идет про несколько лет, то экономии при консервации с демонтажом может и не быть. За аренду участка земли плата также останется постоянной". Но сложнее всего, полагает эксперт, будет решить политические проблемы:
губернаторы учитывают исполнение инвестпрограмм в их регионе как инвестиции, заморозка строек снижает этот показатель. Местные власти, особенно в регионах, где предстоят выборы, будут бороться против консервации, заключает господин Хуруджи.
Против могут выступить и потребители -- они считают, что эффективность инвестпроектов ФСК можно повысить на 20-30%. Учитывая это, подчеркивает директор НП "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев, перенос сроков строительства с консервацией избыточных объектов больше похож на закапывание денег, чем на реальную оптимизацию.