Освободите производителя
26 января 2015 г.После кризиса 2008 года правительство начало говорить о том, что локомотивом роста экономики должны быть естественные монополии. Так появились проекты строительства десятков новых электростанций, скоростной железной дороги Москва-Казань, БАМа-2 и многие другие. Огромные инвестпрограммы естественных монополий зачастую не отвечают потребностям экономики и становятся только дополнительной нагрузкой для бизнеса.
За последние годы нагрузка на промышленность увеличилась многократно — с 2007 года цены на электроэнергию и транспортировку грузов выросли в 2 раза, цены на природный газ — в 2,6 раза.
Поскольку промышленные предприятия работают на конкурентном рынке, то у них нет возможности повышать цены такими же высокими темпами — в итоге за этот же период отпускные цены промпредприятий выросли всего в 1,5 раза (что ниже, чем рост потребительских цен в магазинах за этот же период).
Промышленные предприятия оплачивают инвестпрограммы монополий и не имеют возможности повышать зарплаты, модернизироваться, а значит, и успешно конкурировать.
Непропорционально высокий рост тарифов монополий становится бомбой замедленного действия, которая грозит уничтожить все возможности для промышленного развития страны.
Цены, обусловленные неэффективностью
Высокие цены на электроэнергию, газ и грузоперевозки во многом обусловлены низкой эффективностью самих естественных монополий. Доля услуг по передаче в конечной цене электроэнергии сейчас составляет порядка 50%, то есть половина платежа за электроэнергию отдается именно монопольному сектору, сетям, при этом потери в самих сетях очень высоки.
По данным Всемирного банка, в России потери достигают 10%, в то время как в США этот показатель составляет 6%, в Корее — 3%, в Германии — 4%.
Как тактично заметил Экспертный совет при Правительстве России, «у монополий очень большой резерв для повышения эффективности». То, что издержки есть куда снижать, признают и сами естественные монополии. Так, компания «Россети» — оператор всех энергетических сетей России — говорит о том, что в 2015 году она собирается снизить издержки на 15%, через год — еще на 18%. Промышленники могут только поддержать такие заявления. Но возникает вопрос — «а почему раньше не снижали?»
Вместо ежегодной индексации тарифов для покрытия издержек естественных монополий нужно перейти к повышению эффективности их функционирования, в том числе за счет сокращения избыточных инвестпрограмм.
Инвестпрограммы генерирующих и электросетевых компаний были спроектированы под прогноз ежегодного роста ВВП в 3% и, соответственно, роста объемов потребления электроэнергии на 1-2% в год. О росте ВВП уже никто не говорит, а потребление электроэнергии падает уже не первый год. Тем не менее, энергетики продолжают обосновывать свои инвестпрограммы ростом ВВП и прогнозировать повышение спроса на электроэнергию. Об этом не уставали говорить потребители, но их никто не хотел слушать, энергетики настаивали на своем: мол, мы отвечаем за надежность и нам неважно, сколько это будет стоить для вас; провода должны быть максимально толстые, подстанции — максимально мощные.
В результате ошибочные прогнозы будут стоить бизнесу дополнительные 100 млрд рублей — на столько вырастет цена оплаты мощности электростанций в 2016 году (по сравнению с 2014 годом), а с 2019 года рынку придется доплачивать еще 160-170 млрд.
Ревизия старого и новые идеи
Сейчас в Министерстве энергетики, кажется, поняли, что мощности строящихся и планируемых к вводу атомных и гидроэлектростанций намного выше реальной потребности нашей экономики, а все программы строительства мощностей по так называемым договорам о предоставлении мощности (ДПМ) — неадекватны (ДПМ — это обязательство генераторов построить дополнительные генерирующие мощности с обеспечением им гарантированного уровня возврата на затраченный капитал).
Чтобы привести программы ввода новых мощностей в соответствие с потребностями экономики, для каждой монополии были созданы общественные советы, куда вошли конечные потребители, которые понимают ситуацию с ценами, нагрузкой, техническими и технологическими решениями. Например, по мнению членов общественного совета при РЖД, сократив инвестиционную программу РЖД на 10%, можно снизить тариф на железнодорожные перевозки в 2015 году на 5%.
Создание общественных советов — мера необходимая, но недостаточная. Помимо этого, необходимо реализовать конкретные меры, связанные с работой электроэнергетической отрасли. Так, необходимо, чтобы доля затрат на передачу в конечной цене доставленной электроэнергии была ограничена 35% — на уровне доли, которая фактически сложилась в ключевых странах ЕС.
Такие ограничения позволят колоссально повысить эффективность работы электросетевого сектора. Сегодня пришло время подумать о том, от каких проектов, идей и расходов нужно отказаться.
Вызывает вопросы программа развития возобновляемых источников электроэнергии. Сегодня крайне дорогие генерирующие объекты на основе возобновляемых источников энергии обернутся только колоссальными дополнительными расходами. Мы предлагаем перенести сроки ввода этих объектов. Возможно, стоит и вовсе отказаться от ускоренного развития данного вида генерации в ближайшем будущем — учитывая, что в стране есть собственная топливная база.
Очевидно, что пришло время для переоценки решений по инвестпрограммам инфраструктурных отраслей, которые были приняты ранее.
Нужно пересмотреть инвестиционные программы по вводу новых генерирующих мощностей, строительству новых линий электропередачи и железных дорог. Необходимо отказаться от перекрестного субсидирования, когда одни потребители платят за других, при этом до конца никто не понимает, сколько и как.
Во всем мире задача естественных монополий — создание условий для развития бизнеса и повышения уровня жизни населения. Необходимо не допускать дальнейшего роста тарифов.
Высокому росту цен, вызванному внешними условиями, нужно противопоставить внутренние меры по снижению нагрузки на производителей и потребителей.
Максим Балашов, Директор РУСАЛа по работе с естественными монополиями