Чтобы жили на одну надбавку. Сбытовые компании готовятся к весне
22 февраля 2012 г.КоммерсантЪ (С-Петербург). Константин Ямщиков, Борис Горлин.
Весной этого года вступит в силу постановление правительства РФ, существенно ограничивающее доходы сбытовых компаний. Региональные компании крайне пессимистично оценивают свои перспективы после изменения правил игры на рынке электроэнергетики. Часть из них может расстаться со своим бизнесом.
Сейчас у сбытовых компаний есть возможность зарабатывать не только на сбытовой надбавке, составляющей около 5% от конечной цены электроэнергии, но и на так называемой системе "число часов использования мощности" (ЧЧИ). Система поощряет более равномерное потребление электроэнергии и, напротив, позволяет сбытовым компаниям увеличивать цену, если потребление клиента меняется скачкообразно, что достаточно негативно сказывается на энергосистеме в целом. Однако в этом году правительство подписало постановление, согласно которому сбытовые компании лишатся дополнительных доходов и будут зарабатывать лишь на сбытовой надбавке. Изменения должны случиться в апреле этого года.
Как удалось выяснить "Ъ", участники регионального рынка с нескрываемой тревогой ждут предстоящих перемен, ведь сбытовая надбавка обеспечивала лишь около половины их операционных расходов на свою деятельность. "Компании тратят большие суммы, работая на оптовом рынке. Продавать электроэнергию по той же конечной цене только со сбытовой надбавкой, которая также регулируется, им невыгодно", — считает Константин Пономарев, директор по экономике на оптовом и розничном рынке электроэнергии ООО "РКС-энерго". "То, что мы оказались "крайними" в вопросе повышения тарифов на электроэнергию, вызывает недоумение, — сетует представитель ОАО "Вологдаэнергосбыт" Елена Губина. — В 2011 году тарифы на передачу электроэнергии в Вологодской области выросли на 14 процентов, а сбытовая надбавка остается второй год неизменной". Представитель ОАО "Псковэнергосбыт" Андрей Федоров констатирует, что тенденция избавиться от сбытовых компаний существует давно. "По экономическим показателям наша прибыль сократится практически до нуля, — сообщил господин Федоров. — Возможно, мы выйдем в убытки, однозначно сказать пока сложно".
Участники рынка отмечают, что новые правила игры не повлияют на снижение цен на розничном рынке, проблема же расчета сбытовых компаний с контрагентами обострится. Из-за того, что разница между поставщиками электроэнергии пропадает и все сбытовые компании будут жить на одну надбавку, эксперты прогнозируют, что выжить смогут лишь крупные предприятия, которые постепенно поглотят остальных. В качестве наиболее вероятного "скупщика" сбытовиков называют ОАО "Интер РАО", в структуре которого присутствуют семь российских энергосбытовых компаний, в том числе и ОАО "Петербургская сбытовая компания" (ПСК). В ПСК пока не прогнозируют развитие ситуации после апрельских изменений на рынке.