ФСК сокращают стройки
10 сентября 2014 г.Инвестпрограмму Федеральной сетевой компании на 2015-2019 гг. размером 562 млрд
руб. можно сократить не менее чем вдвое. Таково заключение экспертного совета при
правительстве.
В прошлом году правительство ограничило рост тарифов естественных монополий,
предложив им повысить эффективность и скорректировать инвестпрограммы. При этом
президент России Владимир Путин заявил о праве каждого потребителя на информацию
об инвестпрограммах, а премьер-министр Дмитрий Медведев добавил, что обсуждать
их должны также экспертный совет и правительство. Пока советы потребителей
не созданы, поэтому выполнением поручений занялся экспертный совет при
правительстве под руководством министра по вопросам «открытого правительства»
Михаила Абызова.
«Ведомостям» удалось ознакомиться с заключением экспертов на инвестпрограмму
«дочки» «Россетей» - Федеральной сетевой компании (ФСК) на 2015-2019 гг. Сама
программа пока не утверждена; на момент подготовки заключения в начале июня она
составляла 562 млрд руб., но в августе менеджмент компании предложил увеличить
ее до 685 млрд руб.
Правда, эксперты анализировали инвестпрограмму не всей компании, а лишь одной
из ее «дочек» - «МЭС Волги». А выводы были сделаны методом экстраполяции,
рассказывает один из экспертов. Инвестпрограмму можно сократить на 50-70%,
заключают эксперты. В частности, снизить количество реконструируемых
и модернизируемых объектов на 40-60%, на 30-40% - новое строительство и 40-75%
проектов для подключения новых потребителей, говорится в документе. Но экспертный
совет не рекомендует именно сократить инвестпрограмму, он только указывает, что
эффективность ряда проектов вызывает вопросы, объясняет собеседник «Ведомостей».
Основные претензии совета вызвали расходы ФСК на повышение надежности
энергоснабжения потребителей (76% инвестпрограммы). У таких масштабных инвестиций
не будет результата: количество аварий в течение следующих пяти лет останется
практически неизменным, пишут эксперты. Причина - в принципе отбора проектов для
реконструкции. ФСК не использует критерий повышения надежности, а ремонтирует все
оборудование, у которого превышены нормативные сроки использования. Но аварии
связаны не с возрастом фондов, а с их состоянием, пишут эксперты. Это подтверждает
и статистика ФСК: по причине износа происходит только 4,3% технологических
нарушений в сетях и около 35% на подстанциях.
В Великобритании объекты для модернизации отбираются по двум критериям:
вероятность отказа и критичность отказа оборудования для потребителей. Если
использовать этот подход, окажется, что из 25 подстанций, которые ФСК собиралась
отремонтировать за 82 млрд руб., только четыре имели действительно значительную долю
оборудования в плохом состоянии, говорится в докладе. К росту расходов ведет и то, что
ФСК предпочитает комплексную реконструкцию замене отдельных агрегатов. Следуя
этой логике, в следующие 15 лет ФСК придется заменить более 80% оборудования.
Потребителям это обойдется в 10 трлн руб. при трехкратном увеличении сетевого тарифа,
заключают эксперты.
Также иногда ФСК стремится обеспечить надежное энергоснабжение за счет
инвестпрограммы там, где дешевле было бы использовать альтернативные решения,
сказано в документе. Яркий пример - проект линии на 220 кВ Мильково - Усть-Камчатск
на Камчатке за 16,9 млрд руб. Это приведет к бюджетной экономии в 369 млн руб. в год.
Вместо этого в изолированном узле «Усть-Камчатск» можно модернизировать дизель-
генераторы и ежегодно субсидировать тариф на 479 млн руб., говорится в заключении.
Также ФСК расширяет мощности без гарантии спроса потребителей, пишут эксперты.
Например, ФСК увеличивает мощность подстанции «Очаково» в Москве за 15 млрд
руб. на 1748 МВА, хотя заявки на техприсоединение поданы только на 316 МВт.
А некоторые объекты строятся для отдельных потребителей, но включаются
в инвестпрограмму, и за них придется платить всем. Так, ФСК запланировала объекты для
энергоснабжения Ванкорского месторождения «Роснефти», а затраты - 16,4 млрд руб. -
включила в общий тариф. При этом вблизи месторождения параллельно вводятся
генерирующие мощности, которые и так обеспечат проект энергией, так что линия ФСК
будет почти не загружена, следует из документа.
Наконец, ФСК лучше отказаться от комплексных договоров под ключ. Половина из них
корректируется после подведения итогов конкурсов до максимально возможной цены
(см. таблицу на стр. 11). Эти мероприятия позволят сократить удельные капитальные
расходы на 20-30%, пишут эксперты.
ФСК ведет конструктивный диалог с экспертами, но не совсем согласна с их выводами,
говорит представитель компании Дмитрий Клоков. ФСК модернизирует оборудование,
срок службы которого значительно превышает нормативный, а также учитывает
техническое состояние и показатели аварийности, добавляет он. А мощность, на которую
расширяется подстанция, и не должна соответствовать объему поданных заявок
на техприсоединение, парирует Клоков. По его словам, объем увеличения мощности
рассчитывается таким образом, чтобы через 10 лет подстанция была загружена
на 50% в нормальном режиме и на 30% в узлах с повышенными требованиями
по безопасности. Это делается для надежного обеспечения энергосистемы в случае
аварий, уточняет он.
Учитывать или нет выводы экспертов, будет решать Минэнерго, которое утверждает
инвестпрограмму ФСК. Рабочая группа предложила министерству пока утвердить только
мегапроекты (БАМ и Транссиб, Крым, развитие сетей на Северо-Западе) и параметры
тарифного регулирования.
Минэнерго знакомо с заключением и работает над согласованием инвестпрограммы,
но выводы делать рано, говорит представитель министерства.
Алина Фадеева