Крупным энергопотребителям грозят "штрафы" за избыточное резервирование сетевых мощностей.
28 февраля 2012 г.Интерфакс
Ведомства предлагают обязать крупных энергопотребителей (с присоединенной мощностью от 750 кВА) платить за некорректное планирование потребности в сетевых мощностях - с тем, чтобы минимизировать строительство неиспользуемой инфраструктуры.
Соответствующие механизмы разработала отраслевая межведомственная рабочая группа в рамках подготовки "Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии в новых условиях". Предложения, сформированные во исполнение поручения вице-премьера Игоря Сечина, изложены в презентации НП "Совет рынка", которая имеется в распоряжении "Интерфакса".
В настоящее время, по мнению авторов презентации, существующие сетевые объекты не используются на полную мощность. "Это связано с тем, что потребители в момент техприсоединения заказали больше сетевой мощности, чем реально востребовано", - говорится в материалах партнерства. Снижение фактической потребности в сетевых мощностях может быть вызвано, например, оптимизацией собственного производства потребителя и, соответственно, сокращением энергопотребления.
Экономических стимулов для отказа от избыточной мощности у потребителей нет, при этом сетевые организации не имеют юридического основания использовать свободную мощность для присоединения новых потребителей, "хотя в ряде регионов это могло бы быть крайне актуально". Вместо этого в инвестпрограммы закладывается строительство новых сетевых объектов, что стоит дороже, чем перераспределение уже существующих мощностей.
Во избежание подобных ситуаций предлагается с 1 июля 2013 года для крупных потребителей свыше 750 кВА ввести обязанность оплачивать в составе услуг по передаче заказанную при присоединении максимальную мощность, возможно, с учетом особенностей в зависимости от категории надежности электроснабжения. Предлагается также предусмотреть переходный период, в течение которого в счетах на оплату сетевых услуг для крупных потребителей должна указываться, в том числе, стоимость резерва.
Кроме того, предлагается предоставить потребителю право отказаться от неиспользуемой мощности.
Аналогичная ситуация с переизбытком сетевых мощностей складывается и из-за новых потребителей, планирующих необходимую им инфраструктуру. По мнению авторов предложений, у нового потребителя существует "стимул" заказывать мощность с большим резервом из-за его невысокой стоимости, что связано с запретом закона об электроэнергетике включать инвестсоставляющую новых объектов в плату за техприсоединение (она включается в тариф на передачу).
В то же время "новыми основами ценообразования предусмотрено "штрафование" сетевых организаций за недозагрузку сетевых объектов". "Два этих фактора в сочетании могут привести к раздуванию инвестпрограмм сетевых организаций по заявкам потребителей без последующей загрузки этих мощностей, что в свою очередь может негативно сказаться на качестве электроэнергии и надежности электроснабжения", - говорится в презентации "Совета рынка".
Разработчики предложений считают, что решению этой проблемы поможет введение с 1 июля 2013 г. для новых потребителей (свыше 750 кВА) двуставочного тарифа на услуги по передаче электроэнергии, рассчитанного исходя из максимальной разрешенной мощности потребителя. Такой же тариф в обязательном порядке предлагается распространить и на услуги по передаче электроэнергии для существующих крупных потребителей.
По двуставочному тарифу должны также расплачиваться и потребители, покупающие электроэнергию и мощность у посредника - гарантирующего поставщика. Как говорится в презентации, такая мера может способствовать мотивации крупных покупателей к снижению потребления мощности путем наиболее точной трансляции стоимости электроэнергии и мощности с оптового рынка.
Регуляторы ранее неоднократно заявляли о "раздутости" инвестпрограмм сетевых компаний и нецелесообразность реализации ряда проектов в силу отсутствия спроса на новые мощности. Необоснованные инвестпрограммы, по их утверждениям, являются одной из причин роста конечных цен на электроэнергию.
Одноставочный тариф предполагает единый платеж за электроэнергию и мощность (передачу электроэнергии и мощности). Соответственно, двуставочный тариф предусматривает "расщепление" платежа на две составляющие - за электроэнергию и мощность (передачу электроэнергии и мощности).
Крупные потребители электроэнергии по закону имеют возможность самостоятельно покупать электроэнергию и мощность на оптовом рынке, а также заключать договоры на передачу напрямую с сетями (преимущественно с "Федеральной сетевой компанией", эксплуатирующей сети высокого напряжения). По такой схеме работают, например, заводы ОК "РусАл".
Либо же крупные потребители могут потреблять электроэнергию и мощность через собственные энергосбытовые компании (например, "Российские железные дороги" и "Русэнергосбыт").
Проект "Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии в новых условиях" должен быть представлен в правительство РФ до 20 марта.