Монополиям могут запретить финансировать инвестпрограммы за счет тарифов
17 января 2014 г.В правительстве придумали еще один — в добавление к замораживанию — способ оторвать благополучие монополий от тарифов. Но занять на рынке удастся не всем, считают эксперты
Минэкономразвития предлагает запретить естественным монополиям финансировать инвестиционные программы за счет тарифов — только из заемных средств, заявила вчера замруководителя Федеральной службы по тарифам Ольга Аллилуева. Возвращать займы можно за счет тарифа.
Это предложение содержится в подготовленном Минэкономразвития проекте первоочередных мер социально-экономического развития, сообщила «Ведомостям» Аллилуева. «Мы категорически против. Мы уже направили в правительство нашу позицию. Мы считаем, что это непроработанные предложения, они не обсуждались, не соответствуют правоприменительной практике», — заявила она (цитата по «Интерфаксу»).
Минэкономразвития действительно направило такой документ в правительство, признал замминистра Сергей Беляков, но обсуждать предложенные меры отказался — на документе гриф «ДСП». Другой сотрудник Минэкономразвития подтверждает, что такое предложение в проекте есть, но там же сказано, что все меры нужно обсудить.
Минэкономразвития пишет, что тариф должен формироваться из обоснованных издержек и нормы прибыли, рассказывает федеральный чиновник, видевший документ, а инвестпрограммы нужно финансировать только за счет привлеченного капитала, который надо возвращать за счет инвестиционной компоненты в тарифе. Эта компонента должна учитывать расходы на возврат кредита и амортизацию, объясняет чиновник.
У первого вице-премьера Игоря Шувалова документ пока не обсуждался, говорит его представитель. Возможно, отвязать инвестпрограммы от прямого финансирования через тарифы и целесообразно, рассуждает он: «Кредиты возвращаются в период эксплуатации. То есть потребитель оплачивает строительство инфраструктуры не сразу, а 25-30 лет». Это минимизирует нагрузку на него и повышает качество инвестпрограмм — не будет строек ради стройки, но тогда нужно перейти на долгосрочные тарифы.
Предложение Минэкономразвития нужно обсуждать, пока это очень похоже на RAB-тариф в энергетике, говорит представитель Шувалова.
В Минтранс предложение не поступало, но с первого взгляда оно непонятно, рассуждает высокопоставленный сотрудник министерства: невозможно разделить доходы от тарифов и займов — это один денежный поток. «К тому же, если под инвестпрограмму брать займы, их нужно возвращать. За счет чего? За счет тарифа. Учитывая стоимость заемных средств, индексировать тариф придется сильно, т. е. это ударит по потребителям и разгонит инфляцию», — рассуждает он.
В Минэнерго предложения Минэкономразвития пока не видели.
Не факт, что замораживание тарифов и запрет на финансирование через тарифы инвестпрограмм монополий повысят их эффективность, считает Владимир Савчук из Института естественных монополий. Британское правительство ограничивало инфраструктурные тарифы, из-за этого инвестиции в инфраструктуру снизились. Повышение эффективности нужно начинать с повышения прозрачности закупок монополий, уверен Савчук.
Источники финансирования сводной инвестпрограммы «Россетей» — тарифы за передачу электроэнергии, плата за техприсоединение, кредитные средства и средства от продажи допэмиссии, рассказывает сотрудник «Россетей», но большая доля все же приходится на тарифы. Более 50%, знает человек, близкий к госкомпании.
«Транснефть» уже ведет инвестпрограмму на кредиты, которые возвращает за счет тарифов, говорит ее представитель, именно поэтому замораживание тарифов в 2014 г. было очень нежелательно — деньги нужно как-то возвращать.
В «Газпроме», «Россетях» и РЖД комментировать инициативу правительства не стали. В доходах «Газпрома» за 2013 г. доля тарифов — продажа газа внутри страны и плата независимых компаний за прокачку газа — около 18%, поэтому компанию теоретически могут заставить сократить капвложения на ту же долю, приводит расчеты старший аналитик АК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев. Но «Газпрому» под силу профинансировать инвестпрограмму за счет привлеченных средств, считает Вахрамеев: отношение чистого долга к EBITDA у него — всего 0,5. За первое полугодие 2013 г. долговая нагрузка даже снизилась — с 1 трлн до 889 млрд руб.
Привлекать деньги на внешних рынках будет все сложнее — из-за сворачивания программы количественного смягчения в США ставки будут расти, предупреждает Вахрамеев. Пока ставки евробондов низкие, особенно для «Газпрома», — 3-5%. За 2012 г. процентные расходы компании составили 37 млрд руб.
Другим компаниям будет сложнее. Нетарифные доходы РЖД от продажи «дочек» не настолько велики, чтобы финансировать инвестпрограмму, говорит сотрудник монополии, а привлекать деньги на рынке под многие проекты почти невозможно: окупаемость может быть растянута на 30 лет, деньги на такой срок найти очень трудно.
Тарифный источник финансирования — это, по сути, легкие деньги, в прошлом бывали случаи, когда за счет тарифов предполагалось финансирование завышенных инвестиционных программ, а теперь компании будут вынуждены брать в долг, а значит, столкнутся с тем, что кредиторы будут изучать качество заемщика, объясняет логику Минэкономразвития аналитик «ВТБ капитала» Михаил Расстригин. Вероятность дефолта по долгу кредиторы будут оценивать очень консервативно, продолжает Расстригин, учтут и тарифный рост, и перспективы инвестпроекта — по сути, это будет дополнительный аудит инвестиционной программы.
Еще один ключевой фактор, на который будут смотреть кредиторы, — отношение чистого долга к EBITDA, у некоторых госкомпаний долговая нагрузка и так уже высока. У ФСК этот коэффициент приближается к 3, у некоторых МРСК он уже превышает этот критический уровень, указывает Расстригин: «Все это может стать сильным ограничителем для инвестпрограмм электросетевых компаний».
Максим Товкайло
Маргарита Папченкова
Алина Фадеева