Потребителям навяжут "последнюю милю" в добровольно-принудительном порядке
8 мая 2013 г.Минэнерго не смогло придумать тарифный механизм, который позволил бы с 2014 года отказаться от перекрестного субсидирования "последней мили" в электросетях, когда крупные потребители доплачивают за мелких и средних. Частично "последнюю милю" легализуют за счет дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании, но это не позволит закрыть все выпадающие доходы распределительных сетей. Решить проблему можно за счет временного продления "перекрестки" в ряде регионов, но для этого нужно будет договориться с самими потребителями.
В понедельник на совещании у премьера Дмитрия Медведева Минэнерго должно представить свои предложения по преобразованию механизма "последней мили" в электросетях, рассказал "Ъ" источник, знакомый с ситуацией. По его словам, по итогам планируется подготовить поручения по изменению нормативных актов, в том числе законов, которые должны с 2014 года ввести новый порядок тарифообразования в сетях. В "Российских сетях" (объединяют государственные сетевые активы) "Ъ" подтвердили, что совещание запланировано.
"Последняя миля" — схема перекрестного субсидирования, при которой крупные потребители, подключенные к магистральным сетям Федеральной сетевой компании (ФСК; контрольный пакет передается "Россетям"), оплачивают не только ее тариф, но и тарифы распределительных сетей (МРСК; входят в "Россети"), услугами которых в реальности не пользуются. Для этого МРСК берут в аренду у ФСК "последнюю милю" — участок сетей, к которым непосредственно подключен потребитель. Механизм повышает цену электроэнергии для крупных предприятий, но позволяет понижать тарифы для остальных.
С 2014 года "последняя миля" должна быть ликвидирована, что приведет к падению выручки распределительных сетей. Если компенсировать выпадающие доходы (около 58 млрд руб. в год), тариф для мелких и средних потребителей потребуется резко повысить. Чтобы избежать этого, Минэнерго предлагает установить дифференцированный тариф ФСК (сейчас он един для всех потребителей), говорит собеседник "Ъ". Пониженный тариф сохранят для распредсетевых компаний (примерно 20 коп. за 1кВт ч) и поднимут до 60 коп. за 1 кВт ч для конечных потребителей. По подсчетам Минэнерго, это даст эффект примерно в 35-50 млрд руб. Кроме того, предлагается исключить из общего котлового тарифа сетей "моносети" (компании, обслуживающие одного потребителя), что позволит экономить на тарифах до 7 млрд руб. в год, ввести социальную норму потребления для населения и уже в 2013 году урезать затраты распредсетевых компаний на 12 млрд руб.
Дифференциация тарифа ФСК — компромисс, для крупной промышленности сохранятся высокие тарифы, но их уровень будет ниже, чем сейчас. В зависимости от региона эти потребители платят сетям от 70 коп. до 1,2 руб. за 1 кВт ч (в среднем примерно 80 коп.). Но при этом дифференциация сможет компенсировать лишь примерно 75% от выпадающих доходов электросетей, говорит собеседник "Ъ", в 14 регионах придется вводить "дополнительные меры". Речь идет об урезании инвестпрограмм сетей, росте тарифа выше уровня, установленного Минэкономики, и продлении договоров "последней мили" с рядом потребителей. Такая ситуация сложится в Хакасии, Карелии, Республике Марий Эл, Красноярском крае, Челябинской, Тамбовской, Липецкой, Вологодской, Курской и Нижегородской областях. Например, в Красноярском крае выпадающие доходы составляют около 2 млрд руб. в год, а в Нижегородской области — около 1,5 млрд руб.
Еще в четырех регионах (Бурятии, Еврейской АО, Забайкалье и Амурской области) даже с учетом дифференциации выпадет около 3,6 млрд руб. тарифных доходов сетей, и покрыть их не представляется возможным. Здесь, по словам собеседника "Ъ", "последнюю милю" могут закрепить законодательно (то есть напрямую запретить ФСК заключать договоры с потребителями). Причиной источник называет то, что не удалось договориться о продлении "последней мили" с "Русэнергосбытом", покупающим электроэнергию для нужд РЖД. Сбыт согласился сохранить механизм только примерно на 20% от полезного отпуска (дает 600 млн руб. компенсации), но Минэнерго рассчитывало не менее чем на 60%. В "Русэнергосбыте" заявили "Ъ", что основные параметры договоренностей были согласованы с Минэнерго еще полгода назад, а сейчас министерство скорректировало прогноз по выпадающим доходам и направило компании новые предложения, которые рассматриваются.
Но и в остальных проблемных регионах для полного закрытия выпадающих доходов предложено продлить "последнюю милю" на несколько лет, пояснил собеседник "Ъ". Для этого придется договариваться с крупными потребителями, в первую очередь с металлургами. По словам источника, договоренности с ММК, НЛМК, "Северсталью" и "Металлоинвестом" достигнуты. В двух последних компаниях ситуацию не комментируют, в ММК "Ъ" сказали, что вопрос еще не решен и обсуждается "на отраслевом, региональном и федеральном уровнях". Директор по энергетике НЛМК Александр Старченко заявил "Ъ", что власти Липецкой области дважды обещали компании сократить перекрестное субсидирование, но договоренности не соблюдались. По его словам, "средства направлялись на сомнительные инвестпроекты сетевых компаний", в частности на строительство подстанций в регионе, которые загружены не более чем на 3%. В НЛМК готовы рассмотреть вариант продления "перекрестки" только при условии, что власти области и Минэнерго обязуются значительно сократить ее объем по истечении двух лет.