Рынок не поверил в светлое будущее сетей
10 апреля 2013 г.Стратегия их развития вызвала вопросы
Принятая правительством стратегия развития российских электросетей воспринята отраслью с осторожностью. Участники рынка и эксперты отмечают, что ряд положений документа являются достаточно спорными или формальными. Кроме того, в отрасли нет уверенности, что даже позитивные идеи, заявленные в стратегии, удастся реализовать.
На этой неделе правительство наконец опубликовало подписанную премьером Дмитрием Медведевым "Стратегию развития электросетевого комплекса России". Этот документ призван определить основные направления движения для холдинга "Российские сети", в рамках которого должны объединиться "Холдинг МРСК", владеющий госкомпаниями распредсетевого комплекса, и Федеральная сетевая компания (ФСК), которой принадлежат магистральные электросети. Тем не менее стратегия затрагивает всю отрасль — и потребителей, оплачивающих услуги по передаче энергии, и негосударственные сетевые компании.
В стратегии действительно упомянуты почти все проблемы электросетей, которые обсуждались отраслью и чиновниками в последние месяцы. Например, в документе открыто признается системная проблема раздутых инвестпрограмм сетевых компаний и завышенных вследствие этого сетевых тарифов. Учет всех запланированных инвестиций в RAB-тарифах (позволяют закладывать в тарифах необходимость возврата инвестиций) приведет к тому, что цена на электроэнергию к 2015 году станет выше, чем в Европе. Правительство официально признало, что это создает угрозу ухода потребителей к собственной генерации и распаду единой энергосистемы. Кроме того, стратегия признает, что перекрестное субсидирование (его объем в 2012 году в сетях превысил 220 млрд руб.) негативно сказывается на промышленности, непрозрачно и не обеспечивает той социальной справедливости, для обеспечения которой вводилось. Также в документ попало давнее намерение правительства начать приватизацию отдельных сетевых компаний: государство может отдать контроль в одной из МРСК уже в 2014 году.
Но эксперты и участники рынка пока оценивают документ достаточно осторожно, в частности потому, что неясно, как и насколько последовательно его положения будут реализованы. На выполнение ряда задач отведен длительный срок: например, консолидация территориальных сетевых организаций (ТСО, небольшие распредсетевые компании) должна завершиться к 2030 году. Глава набсовета НП "Сообщество потребителей энергии" Александр Старченко называет стратегию скорее формальным документом, попыткой, признавая, впрочем, что такой документ "лучше, чем его отсутствие". Намерения, отмеченные в стратегии, можно назвать правильными, соглашается старший аналитик ФК "Открытие" Сергей Бейден, но механизмы их реализации подробно не прописаны. Исполнение стратегии затронет интересы очень многих, считает глава НП ТСО Александр Хуруджи, ее будут пытаться притормозить, поэтому ответственный за реализацию этой стратегии должен получить карт-бланш на несколько лет.
К положительным сторонам документа глава департамента исследований ТЭКа Института проблем естественных монополий Александр Григорьев отнес, например, признание необходимости снижения удельной стоимости инвестиций и уменьшения числа ТСО. Среди минусов эксперт отмечает то, что стратегия признает успешным внедрение RAB-системы, тогда как, по его мнению, именно ее неудача привела к росту тарифов и попыткам потребителей уйти от сетей к распределенной генерации. Кроме того, добавляет эксперт, прежде чем проводить приватизацию сетей, необходимо кардинально улучшить госрегулирование отрасли, чтобы правила были более стабильны.
Александр Хуруджи считает, что в стратегии не хватает понимания того, что сети — это в первую очередь инфраструктура для доставки энергии потребителям и только потом — бизнес, "квазиконкурентная среда" и т. д. Поэтому надо исходить из того, что если нагрузка на потребителя слишком велика, то должны быть механизмы прямого финансирования инвестпроектов не только из тарифа сетей. По мнению господина Хуруджи, в стратегии нет цели сократить количество льготных категорий потребителей, что приведет к тому, что объем перекрестного субсидирования не будет снижаться.
Александр Старченко в числе недостатков документа отмечает сохранение "последней мили" (вид перекрестного субсидирования) через дифференциацию тарифа ФСК с повышением энергоцен для крупной промышленности. Он отметил и установление предельной доли электросетей в конечной цене на электроэнергию на уровне 40% (см. "Ъ" от 5 апреля). По мнению эксперта, целевая цифра "взята с потолка и завышена в разы по сравнению с зарубежными странами". Этот потолок, поясняет господин Старченко, не стимулирует сети к более эффективной деятельности и позволяет повышать их тарифы при росте расходов генераторов.
Владимир Дзагуто