ИНТЕРВЬЮ АЛЕКСАНДРА НОВАКА ЖУРНАЛУ "БАЛТИЙСКИЙ ГОРИЗОНТ"
11 января 2013 г.Александр Валентинович, каковы основные итоги уходящего года? Какие тенденции Вы можете выделить в развитии энергетической отрасли страны?
Давайте рассмотрим в отдельности отрасли, подведомственные Министерству энергетики. В нефтегазовом комплексе в этом году ожидаем прирост добычи нефти: в прошлом году было добыто 511,4 млн тонн, к концу 2012 года ожидается 515 – 516 млн тонн нефти. Это позитивный показатель, ранее прогнозировалось сохранение уровня добычи на показателях 2011 года.
Что касается нефтяной отрасли в целом, итогом года является анонс революционных решений в области изменения налогообложения всего нефтегазового сектора страны. В этом году был принят ряд решений, в результате которых созданы условия для дальнейшего обеспечения лидерских позиций России в мире по добыче нефти.
Приняты глобальные решения о создании новых подходов в области системы налогообложения по добыче нефти на новых месторождениях в Сибири, на Дальнем Востоке, севере страны, а также разработке трудноизвлекаемых залежей.
Результатом года можно назвать разработку решений, которые касаются создания условий для привлечения инвестиций в развитие Арктического шельфа – это новый неосвоенный пласт, являющийся одним из самых перспективных на сегодня направлением работы в нефтяной отрасли. Арктический шельф является неисследованным участком. По оценкам специалистов ресурсы нефти в этом районе могут составить около 100 млрд тонн. Именно поэтому Министерство совместно с Правительством разрабатывает необходимые решения, способствующие стимулированию развития шельфа.
Какие результаты в газовой и угольной отраслях Вы можете отметить?
В газовой отрасли очень важным итогом этого года можно назвать создание новых подходов системы налогообложения в области разработки месторождений, методики расчета налога на добычу полезных ископаемых. Раньше система налогообложения была одинакова для всех, теперь она будет дифференцирована в зависимости от геологических условий, наличия инфраструктуры, эффективности разработки и экономики каждого месторождения. Весь этот комплекс мер позволяет разрабатывать новые месторождения в Восточной Сибири (Чаяндинское и Ковыктинское месторождения). Мы ведем активную работу по корректировке Восточной газовой программы, а также продвижению в направлении рынков Азиатско-Тихоокеанского региона.
Результатом работы этого года в газовой отрасли является ввод в эксплуатацию второй нитки газопровода «Северный поток», крупнейшего Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения полуострова Ямал с запасом более 2 триллионов кубических метров газа. Кроме того, принято окончательное инвестиционное решение в соответствии с согласованием со всеми странами-участниками проекта «Южный поток». Это те ключевые проекты, которые лежат в основе поддержания и дальнейшего развития всей газовой отрасли страны, позволят в будущем обеспечивать поставки газа в Европу и на Восток.
Да, несколько слов по угольной отрасли. Угольная отрасль в этом году показывает впечатляющий рост. Прирост объемов добычи угля в 2012 году составляет примерно 7% по отношению к прошлому году.
С чем связан такой рост показателей во всех перечисленных Вами отраслях?
В первую очередь, это связано с созданием комфортных условий для устойчивого развития и привлечения инвестиций. Так, например, в нефтяной отрасли еще в прошлом году были приняты очень важные решения о переходе на новую систему налогообложения 60/66, что позволило снизить оборотное бремя за счет ребалансировки налогов между добычей и переработкой. Смысл в том, что изменив систему налогообложения, мы дали возможность больше инвестиций направлять в нефтепереработку и нефтедобычу. Это привнесло свои позитивные результаты.
В этом году мы ожидаем только в нефтеперерабатывающем секторе приток инвестиций составит около 210 млрд рублей, а это в 2 раза больше, чем в прошлом году. Инвестиции будут направлены на реконструкцию нефтеперерабатывающих заводов и переход к выпуску экологически чистых бензинов. Считаю, что в рамках подведения итогов года, все это является, несомненно, позитивным результатом.
Александр Валентинович, какие достижения этого года Вы можете отметить в сфере электроэнергетики?
В электроэнергетике наблюдается увеличение объемов производства электроэнергии примерно на 1,3 % по отношению к прошлому году. Это ниже, чем темпы роста ВВП, так как существенное влияние на рост показателей оказывает повышение энергоэффективности предприятий, потребляющих энергоресурсы. Стоит отметить, что снижение объемов выработки и потребления электроэнергии и тепла не означает, уменьшение количества потребителей. Влияют погодные условия. Кроме этого, предприятия более эффективно стали тратить средства. Задача Министерства заключается в модернизации отрасли электроэнергетики для более эффективного использования ресурсов.
Хочу отметить три ключевых события, которые можно выделить в области электроэнергетики. Первое - это разработка программы модернизации, в рамках которой Министерству поручено до конца года подготовить изменения модели рынка всего электроэнергетического комплекса. Говоря другими словами, мы входим в новую стадию проведения реформы, которая началась еще в 2007 году. Необходимо создать инструменты для привлечения инвестиций в модернизацию мощностей и обновление основных фондов, особенно в генерации и в сетях.
Второе: в этом году мы по-новому подошли к подготовке к отопительному сезону и изменили подходы, требования к субъектам РФ, провели кампании по подготовке к зиме и выдаче паспортов готовности.
Третий важный момент, о котором можно сказать: 22 ноября 2012 года Президентом РФ был издан указ о создании в России акционерного общества «Российские сети». В рамках этого указа нам дано поручение разработать стратегию развития электросетевого комплекса, направленную на повышение эффективности отрасли, улучшение качества услуг, которые оказывают сети потребителям, создание условий для подключения потребителей более простым способом в более короткие сроки с меньшими затратами. Это очень важно, особенно для малого и среднего бизнеса.
Как Вы оцениваете результаты реформы энергетической отрасли?
Абсолютно правильно было, что функции РАО «ЕЭС России» были разделены на естественно монопольные и рыночные. Реформа дала возможность привлечь более 1 триллиона рублей частных инвестиций в энергетику. На момент начала проведения реформы источников для обновления основных фондов, строительства генерирующих мощностей не было. Нужно было что-то делать, необходимо было создавать условия для привлечения частных инвестиций. На сегодняшний день введено уже достаточное количество генерирующих мощностей, которые несколько лет назад не позволяли дальше развиваться экономике.
Тем не менее, мы видим, что не до конца заработал рынок мощности, не по той схеме стала развиваться деятельность сбытовых компаний. Сегодня мы меняем эту ситуацию и предлагаем совершенно другой механизм обеспечения деятельности сбытовых компаний. Мы в том числе продолжаем работу по привлечению частных инвестиций в энергетический комплекс, планируем изменить подходы к тарифному регулированию. Это очень важно в рамках продолжения реформы с тем, чтобы формирование тарифов для компании, которые оказывают услуги потребителям, учитывало качество и надежность предоставляемых услуг. Нужно создавать мотивационные механизмы для улучшения качества услуг, необходимо использовать механизмы бенчмаркинга, когда сравниваются между собой разные компании по затратам, по качеству оказываемых услуг, по издержкам. В рамках продолжения реформы мы будем эти механизмы внедрять.
С какими сложностями приходится сталкиваться в процессе модернизации отрасли?
Особенность состоит в поисках компромиссных решений, ведь сегодня потребители активно защищают свои права, а производители и сетевые компании – свои права. Между всеми участниками рынка нужно находить баланс. Поэтому все предложения, которые выносит Министерство, разрабатываются совместно с экспертами профессионального сообщества.
Расскажите о приоритетных направлениях Министерства в области реализации 261-ФЗ «Об энергосбережении…».
Я считаю, что этот закон важный, нужный и своевременный. Программа по энергоэффективности была принята в 2009 году, и она полностью нацелена на решение тех задач, которые стоят перед отечественной экономикой. Сегодня по показателям энергоэффективности и энергоемкости продукции Россия находится далеко от ведущих стран. Так, например, если говорить об электроэнергетике, то на выработку одного киловатта в час у нас тратится 333 единицы условного топлива. Для сравнения: в развитых странах на выработку 1 киловатт-часа уходит порядка 250 единиц.
Перед нами стоит задача выйти до 2020 года на 300 единиц. Решение этой задачи усложняет высокий износ старого генерирующего оборудования, которое потребляет уголь, мазут в огромных объемах. Для того, чтобы изменить ситуацию, необходимо менять оборудование, внедрять новые технологии, - то есть способствовать повышению энергоэффективности.
Кроме того, в последние годы возникла новая тенденция, связанная со строительством муниципальными образованиями тепловых станций, которые вырабатывают тепло для отопления поселков и городов без выработки электроэнергии. Себестоимость производства киловатт-часа на таких станциях гораздо выше, чем у станций, которые работают по принципу когенерации. Тем не менее, мы наблюдаем процесс увеличения строительства таких станций и в настоящее время ведем работу, направленную на изменение этой ситуации.
Российским энергетическим агентством уже разработана соответствующая программа. В общем, направлений работы в рамках 261-ФЗ довольно много. Энергоэффективность пронизывает все отрасли, ее сложно и не вполне правильно рассматривать отдельно в сфере электроэнергетики, она есть везде: в нефтегазовом комплексе, в промышленности, в бюджетных учреждениях, на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и так далее.
Программа и закон направлены на то, чтобы создавать условия и мотивацию для повышения энергоэффективности. Нам нужно на 13,5% до 2020 года (по отношению к 2012 году) снизить энергоемкость производства.
Новгородская областная Дума внесла предложение по изменению 261-ФЗ о переносе сроков обязательного энергообследования до конца 2015 года. Как Вы относитесь к данной инициативе?
Я считаю, что любые сдвиги установленных сроков дестимулируют исполнять принятые законы. На практике мы это видели много раз. Чем больше будем сдвигать сроки, тем дольше будет проводиться работа. Я не вижу причин, по которым не проводится своевременно энергообследование. Сегодня только 30% предприятий сделали энергообследование, все остальные могут попасть под штраф. Штрафы пока что не большие, поэтому если и в дальнейшем энергообследование не будет проведено, мы выйдем с инициативой повысить штрафы. Кроме того, в соответствии с предписанием закона каждое бюджетное учреждение обязано в течение 5 лет ежегодно снижать расходы на электроэнергию, коммунальные услуги на 3%. То есть если здание не получило энергопаспорт, как Вы думаете, каким образом исполняются требования закона?
Когда мы переносим сроки, мы тем самым еще и создаем неравные условия для тех, кто отнесся к исполнению закона добросовестно, а другим мы потом взяли и перенесли сроки. В следующий раз нам не будет оказано никакого доверия. Поэтому к таким вещам отношусь крайне негативно.
Расскажите, пожалуйста, как проходит Ваш трудовой день?
В сутках 24 часа, их не хватает. День проходит активно. Два раза в неделю утром мы с коллегами играем в баскетбол. Рабочий день начинается в 9.00 и заканчивается очень поздно. В течение дня: совещания в Правительстве, работа внутри Министерства, рабочие поездки, подготовка и встречи с экспертами отрасли, руководителями субъектов РФ, исполнение текущих поручений. Суббота тоже рабочий день. Остается один день в неделю на семью.
Чем Вы любите заниматься в свободное время?
Люблю кататься на горных лыжах и мотоцикле, играть в баскетбол, читать профессиональную литературу.
Ваши пожелания энергетикам страны на новый год.
Хочу пожелать всем работникам энергетической отрасли страны в новом году плодотворной и безаварийной работы, покорения новых профессиональных высот, крепкого здоровья и семейного благополучия.
Дарья Елагина