Тарифы размашисто перекрестились
23 марта 2023 г.Бизнес субсидирует электроэнергию для граждан на рекордные 290 млрд руб.
Бизнес заплатит рекордную сумму за снижение тарифов на электроэнергию для населения. В 2023 году объем перекрестного субсидирования, по оценкам ВШЭ, подскочил на 18%, до 294 млрд руб. Такая динамика, по мнению аналитиков, связана с резким ростом общей выручки сетевых компаний и включением в тарифы крупных организаций расчетной прибыли в 5%. В ФАС утверждают, что объем субсидии находится в пределах разрешенного уровня. В "Россетях" же напоминают, что рост выручки сетей был рассчитан с учетом заморозки тарифов до лета 2024 года.
Объем перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе (платеж бизнеса за снижение энерготарифов для населения) достиг рекордных 293,9 млрд руб., следует из анализа Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ на основе открытых данных. Он увеличился на 44 млрд руб., или на 18% год к году (см. график).
Рост перекрестного субсидирования произошел в подавляющем большинстве регионов, а в 20 субъектах РФ регуляторам из-за этого пришлось индексировать тарифы на передачу для бизнеса сверх предельного уровня в 9% (см. "Ъ" от 25 января). Наибольшая удельная величина перекрестного субсидирования - в Марий Эл (1,47 руб. на 1 кВт•ч), Дагестане (1,46 руб.), Чечне (1,41 руб.).
Тарифы для населения с 1990-х годов сдерживаются ниже экономически обоснованного уровня. Правительство неоднократно пыталось ликвидировать этот дисбаланс и в 2014 году поручило Минэкономики и ФАС составить график его снижения. Но вместо этого в 2022 году регуляторам разрешили увеличить объем перекрестного субсидирования сверх предельного уровня (241 млрд руб.).
Основная причина увеличения субсидии - рост плановой выручки сетевых компаний. Регуляторы утвердили выручку всех компаний на уровне 1,15 трлн руб. Выручка крупнейших из них составила 846,1 млрд руб., увеличившись на 18%, или на 128,8 млрд руб. Треть прироста, или около 40 млрд руб., - это объем расчетной предпринимательской прибыли (РПП).
Правительство впервые разрешило учитывать РПП в размере 5% от общей выручки в 2023 году для крупных компаний с долей свыше 10% в регионе (см. "Ъ" от 24 января 2022 года). Регуляторы учли РПП в большинстве регионов, где тарифы для бизнеса индексировали выше предельного уровня, отмечают аналитики: "Отказ в учете РПП позволил бы сократить количество регионов, нуждавшихся в превышении предельных уровней". "Перекрестное субсидирование является частью социальной политики государства, которая направлена на недопущение резкого роста тарифов для населения", - заявили "Ъ" в ФАС. Там отметили, что предельный уровень перекрестного субсидирования не был превышен: показатель в 2023 году составил 290,9 млрд руб. при максимально возможном уровне в 304 млрд руб. В службе заверили, что учет РПП не может являться основанием превышения предельных уровней тарифов и в целом не привел к "необоснованному росту необходимой валовой выручки (НВВ)".
В "Россетях" сказали "Ъ", что рост НВВ обусловлен внеплановой индексацией тарифов 1 декабря 2022 года: следующая индексация запланирована не ранее 1 июля 2024 года, поэтому прирост НВВ за 2022-2024 годы не будет превышать инфляцию. "По отдельным субъектам РФ решения об установлении тарифов, отличных от предельных уровней, были приняты для устранения возникших локальных регуляторных дисбалансов, не связанных с необходимостью учета РПП", - добавили в госхолдинге.
"Ситуация наглядно иллюстрирует, как "перекрестка" из инструмента социальной защиты трансформировалась в способ финансирования постоянно растущих расходов сетевых монополий, - считают в "Сообществе потребителей энергии". - Подобрать более вопиющий пример неэффективности отраслевого регулирования в российской экономике за последние десятилетия будет, пожалуй, очень сложно".
Алексей Фаддеев из ИПEМ полагает, что рост НВВ связан с увеличением цен на промышленные товары в энергетическом секторе на 15% в 2022 году. Объективных предпосылок к снижению субсидирования не просматривается, считает он: "Тарифы для населения будут сдерживаться, а иных способов покрытия растущих издержек, кроме как переложить их в тарифы для коммерческих потребителей, нет". Причем реальный объем стоимости поддержки населения, по оценкам Сергея Роженко из Kept, уже превышает 450 млрд руб. в год, если учитывать скидку на цену электроэнергии для населения на оптовом энергорынке.