Мост непреодолимой силы
17 декабря 2021 г."Энель Россия" не построила Кольскую ВЭС вовремя по транспортным причинам
По данным "Ъ", энергокомпания "Энел Россия" попросила "Совет рынка" об отсрочке штрафов из-за опоздания со вводом Кольской ВЭС на 200 МВт. Речь идет о штрафах за декабрь 2021 года и январь-февраль 2022 года. Компания объясняет нарушение сроков форс-мажором: на единственной транспортной переправе к стройплощадке летом 2020 года подтопило опоры. Eжемесячный штраф, по оценкам аналитиков, может достигать 73 млн руб. Потребители, за счет выплат которых "Энел Россия" будет возвращать инвестиции в строительство ВЭС, против поблажек.
Дочерняя структура "Энел Россия" (подконтрольна итальянской Enel) "Энел Рус Винд Кола" обратилась в наблюдательный совет "Совета рынка" (регулятор энергорынков) с просьбой об отсрочке списания штрафов для не построенной в срок Кольской ВЭС на 200,97 МВт. Вопрос будет рассматриваться набсоветом 24 декабря ("Ъ" ознакомился с повесткой).
Кольская ВЭС в Мурманской области должна была начать поставку мощности на рынок с 1 декабря 2021 года, но генкомпания просит предоставить отсрочку по списанию штрафов за непоставку за декабрь 2021-го, а также январь и февраль 2022 года. "Энел Россия" информирует набсовет о "наступлении обстоятельств непреодолимой силы" в период с 25 января по 8 апреля 2021 года, "повлекших невозможность исполнения обязательств по ДПМ".
Новая ветрогенерация в РФ строится по договорам поставки мощности (ДПМ). Они гарантируют возврат инвестиций за счет повышенных выплат потребителей оптового энергорынка. Но если генкомпания срывает сроки поставки мощности, то платит штраф. В случае с Кольской ВЭС его размер, по оценке Владимира Скляра из "ВТБ Капитала", будет составлять около 73 млн руб. в месяц. При этом ВЭС в Мурманске может заработать и позже оговариваемых с набсоветом сроков: топ-менеджмент "Энел Россия" сообщал сначала, что запуск перенесен на апрель 2022 года, а затем на май 2022 года.
Как следует из материалов к набсовету (есть у "Ъ"), обстоятельством непреодолимой силы для "Энел Россия" является подтопление автомобильного моста через реку Канентъявр в июне 2020 года - единственной дороги от Мурманского порта до площадки ВЭС. В итоге фактическая нагрузка была ограничена 40 тоннами, что, как утверждает "Энел Россия", не позволяло перевозить крупногабаритные части ветроустановки - подрядчикам приходилось уменьшать вес транспорта и увеличивать количество рейсов. На период реконструкции старого моста был построен временный мост, движение по нему было запущено в апреле 2021 года.
Запрашиваемая "Энел Россия" отсрочка не предполагает полного отказа от их выплаты, но дает компании возможность оттянуть их списание. При этом компания может провести с потребителями энергорынка подписную компанию: если конкретные потребители согласятся с тем, что отставание по срокам ввода действительно связано с форс-мажором, то размер штрафа может снизиться пропорционально их участию в платеже за мощность. Аналогично "Энел Россия" действовала при задержке сроков ввода Азовской ВЭС (90 МВт) в Ростовской области на четыре месяца, снизив общий объем штрафа на 28%.
В "Энел Россия" подтвердили, что направили в набсовет заявление о предоставлении отсрочки расчета и списания штрафа с декабря 2021 года по февраль 2022 года, отметив, что сейчас на стройплощадке Кольской ВЭС круглосуточно ведутся работы по монтажу ВЭУ, полностью смонтированы линия электропередачи и оборудование подстанции. В "Совете рынка" сообщили, что изучают материалы.
В "Сообществе потребителей энергии" считают представленные основания для отсрочек или иных послаблений неубедительными, поскольку у компании были возможности устранить проблему или найти альтернативное решение для своевременного ввода объекта.
Татьяна Дятел,