Цена углеродного следа
1 ноября 2021 г.Как плата за СО2 увеличит стоимость электроэнергии
Регуляторы и участники рынка сделали первые попытки оценить влияние введения платы за выбросы СО2 в России на стоимость электроэнергии.При обязательной оплате только 10% от объема выбросов, по оценкам "Совета рынка", оптовая цена на электроэнергию может увеличиться до 9%, а дополнительная нагрузка на энергорынок – до 139 млрд руб. По расчетам генераторов, при копировании европейской системы стоимость электроэнергии тепловых ТЭС может вырасти в три-пять раз. Введение платы за выбросы создаст стимул для строительства ВИЭ и модернизации ТЭС, но механизм нужно запускать постепенно, предупреждают аналитики. "Совет рынка" (регулятор энергорынков) оценил, во сколько могло бы обойтись российским потребителям электроэнергии введение квот на выбросы СО2 в России.
В том случае если квоты затронут только 10% от объема выбросов СО2 в энергетическом секторе, оптовая цена может вырасти на 0,7% (до 2,6 руб. за 1 кВт•ч) при стоимости квоты как в Китае (около $6 за тонну). Если же цена квоты будет на уровне ЕС (€60 за тонну), то рост оптовой цены электроэнергии может составить 9,1% (2,81 руб.). Речь идет об одноставочной цене (включает плату за мощность и цену электроэнергии) для бизнеса.
Дополнительная нагрузка на энергорынок составит от 14 млрд до 139 млрд руб. соответственно, рассказал зампред правления регулятора Олег Баркин на конференции "Приоритеты рыночной электроэнергетики в России. Экология рынка, рынок и экология". При копировании европейской системы с полной оплатой выбросов по €50 за тонну СО2 стоимость электроэнергии угольной ТЭС вырастет в 5,3 раза, до 4,8 тыс. руб. за 1 МВт•ч, а газовой – в 2,7 раза, до 3,34 тыс. руб., рассказал директор "Совета производителей энергии" Дмитрий Вологжанин.
Государство может регулировать выбросы двумя способами: ввести налог на выбросы или квотировать их абсолютное количество.
Для запуска торговли квотами государство устанавливает лимит выбросов: часть квот выдается бесплатно, остальной объем продается на бирже. Деньги, вырученные от продажи квот, могут идти в специальные "зеленые" инвестиционные фонды. По логике механизма квотирования выбросов углеродоемкие тепловые станции (например, выбросы угольных ТЭС – более 900 г СО2 на 1 кВт•ч) будут подавать ценовые заявки на продажу своей выработки по более высокой цене и просто не будут проходить отбор на рынке на сутки вперед (РСВ, сектор торговли электроэнергией).
Но если топливная станция расположена в дефицитном энергорайоне, то она будет отобрана и сформирует цену для энергорынка. Плата за выбросы должна приводить к снижению углеродного следа генерации, а не к росту цены электроэнергии, отмечают в "Сообществе потребителей энергии".
"Электроэнергия от низкоуглеродных источников на жизненном цикле, как правило, дешевле, чем у топливных ценозамыкающих станций, которых у нас в избытке.
Поэтому рост цены электроэнергии в результате введения платы за выбросы будет указывать на то, что проблема выбросов в электроэнергетике не решается, а перекладывается на остальную экономику",– считают потребители. Пока преждевременно делать прогнозы, поскольку в части выбросов CO2 еще не сформированы регулирующие правила, заявили "Ъ" в Минэнерго.
Однако там отметили, что прямой связи между возможной платой за выбросы CO2 и энергоценами нет. Потенциальные изменения цен не влияют на тарифы для населения, говорят в Минэнерго. "При оплате только 10% выбросов все может быть не так драматично, но если брать по полной, то китайские $6 за тонну СО2 обойдутся российским потребителям примерно в 150-160 млрд руб. в год, или в 14-15 дополнительных копеек за каждый 1 кВт•ч.
Для сравнения: 153 млрд руб.– это вся инвестпрограмма "Росатома" в 2019 году. Европейские цены на углерод в €60 придавят рынок дополнительными 1,7-1,8 трлн руб. в год, или 1,6-1,7 руб. за 1 кВт•ч",– говорит заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев. Плата за углеродный след создаст мощнейший сигнал для перестройки энергосистемы: капитальной модернизации ТЭС, закрытия старых неэффективных мощностей, масштабных вводов ВИЭ и развития водородной энергетики, полагает Николай Посыпанко из Vygon Consulting.
Но если немедленно ввести европейские ставки, оптовые энергоцены вырастут в два раза. "Ввод углеродного налога – невероятно ответственное решение, требующее сложных нормативных механизмов, переходного периода и затрагивающее еще более социально окрашенный сектор – теплоснабжение",– считает аналитик.
Полина Смертина,