Производство водорода может подстегнуть энергоцены.
21 сентября 2021 г.Амбициозные планы правительства по производству и экспорту водорода представляются завышенными и требуют дополнительной экспертной проверки и всесторонней оценки экономических последствий. Об этом Василий Киселев, директор "Сообщества потребителей энергии", объединяющего энергоемкую промышленность, предупредил в письме вице-премьера Александра Новака (копия есть в "НГ"). Опасения промышленников вызывают параметры утвержденной 5 августа Концепции развития водородной энергетики: Василий Киселев предлагает заново выполнить расчет потенциального объема экспорта российского водорода и оценить, какая нагрузка может быть возложена на потребителей, если строительство дополнительных объектов генерации на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), обеспечивающих выработку зеленого водорода, будет возложено на потребителей оптового энергорынка.
Согласно концепции, в 2021-2024 годах в России предполагается создание водородных кластеров и реализация пилотных проектов для достижения экспорта водорода до 0,2 млн т. Затем, на период до 2035 года, планируется ввод крупных коммерческих производств с увеличением экспорта до 2 млн т (оптимистичная цель – 12 млн т). Наконец, на третьем этапе "Российская Федерация планирует стать одним из крупнейших экспортеров водорода и энергетических смесей на его основе": объемы поставок к 2050 году могут достигнуть 15 млн т, а по оптимистичным оценкам – и вовсе 50 млн т. Рынками продажи российского водорода авторы концепции называют страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Европейского союза.
"Целям развития мировой низкоуглеродной экономики соответствует водород, полученный с использованием технологий, имеющих низкий углеродный след", – подчеркивается в концепции. Технологий производства водорода несколько, при этом часть из них предполагает выделение углерода как побочного продукта и потребует его улавливания в процессе производства. Наиболее экологичный способ основан на электролитическом разложения воды в электролизерах, однако для обеспечения низкого углеродного следа необходимо использование в таких производствах чистой электроэнергии.
Учитывая экспортную направленность российских планов, именно показатель углеродного следа будет являться одним из главных факторов конкурентоспособности отечественного водорода. А рынки, куда Россия собирается поставлять свой продукт, отчетливо движутся в сторону полной углеродной нейтральности.
В ЕС к 2050 году планируют признавать только так называемый зеленый водород. Водородная стратегия ЕС призывает европейские страны установить минимум 6 ГВт электролизеров к 2024 году и 40 ГВт – к 2030 году. По прогнозу Еврокомиссии, выработка электроэнергии на основе ВИЭ в странах Евросоюза к 2050 году с избытком покроет потребности в энергоснабжении, включая производство водорода. Китай также к 2060 году планирует стать нейтральным по углеродным выбросам. Таким образом, на потенциальных рынках сбыта уже действуют собственные амбициозные водородные программы, а для экспорта будет востребован только зеленый водород, произведенный путем электролиза воды с использованием энергии ВИЭ, отмечает в своем письме Александру Новаку Василий Киселев.
При этом электролизная технология – самая дорогостоящая и энергоемкая из всех. А экспорт произведенного таким способом водорода потребует еще и огромных затрат для замены существующих трубопроводов и компрессорных станций из-за химических свойств транспортируемого газа, отмечал СМИ доктор экономических наук, профессор, член Научного совета РАН по системным исследованиям в энергетике Андрей Конопляник.
По мнению потребителей, экспертный расчет будущих объемов экспорта российского водорода с учетом имеющейся информации о потенциале его потребления на международных рынках позволит исключить необоснованные затраты на строительство объектов ВИЭ, обеспечивающих выработку зеленого водорода.
Промышленных энергопотребителей также беспокоит возможный существенный рост энергоцен, который может вызвать строительство дополнительных мощностей ВИЭ, необходимых для работы электролизеров. "Поскольку производство водорода за счет электролиза воды в рамках существующих технологий потребует от 50 000 до 78 000 кВт-ч на 1 т, для заявленных экспортных объемов водорода потребуется строительство новых возобновляемых источников энергии, – предупреждает Василий Киселев в своем письме. – Учитывая, что инвестиции в строительство и расходы на эксплуатацию объектов ВИЭ в России в настоящее время осуществляются через повышенные платежи (надбавки к цене мощности), есть риск появления дополнительной избыточной финансовой нагрузки со стороны электроэнергетики на другие отрасли экономики".
При максимальном указанном в письме удельном расходе электроэнергии – 78 000 кВт-ч на 1 т водорода – производство 2 млн т водорода (промежуточная цель на 2035 год) потребует более 17 ГВт зеленой генерации. Первая программа поддержки ВИЭ в России сроком до конца 2024 года предусматривает строительство около 6 ГВт мощностей, ее суммарная финансовая нагрузка на энергорынок (с учетом сохранения платежей до 2040 года) оценивалась потребителями в 1,8 трлн руб. Вторая программа предполагает строительство еще около 6,7 ГВт за счет сбора с энергорынка дополнительных 350 млрд руб. в течение 2025-2035 годов. Таким образом, обеспечение перспективных водородных электролизеров энергией ВИЭ может привести к необходимости запуска еще одной программы, которая по всем своим параметрам – в том числе стоимостной нагрузке на потребителей – превзойдет обе предыдущие.
Глеб Тукалин,