Прибыль "Россетей" делает избыточными инициативы компании

8 сентября 2021 г.

Энергопотребители предлагают меры по оптимизации работы электросетевого комплекса.

Компания "Россети", обеспечивающая передачу 76% электроэнергии в стране, в конце августа опубликовала финансовые результаты за первое полугодие 2021 года. Отчет воодушевил инвесторов: рост выручки и чистой прибыли превысил ожидания аналитиков. А вот энергопотребителей показанные результаты заставили лишний раз задуматься, насколько в условиях демонстрируемого компанией финансового благополучия реально необходимы многочисленные изменения, инициированные "Россетями" для получения дополнительной прибыли. Такие проекты, как цифровизация, выравнивание тарифов в смежных регионах и оплата максимальной резервируемой мощности ударят по потребителям сетевых услуг, а для самой компании, с учетом ее показателей, выглядят избыточными. У потребителей есть свои предложения по оптимизации работы электросетевого комплекса.

Отчетность "Россетей" по МСФО за первое полугодие 2021 года показала, в частности, рост выручки на 11,4% – на 55,5 млрд руб. Чистая прибыль увеличилась на 40,9% (на 20,7 млрд руб.) – до 71,3 млрд руб. Чистый долг "Россетей" сокращен на 45,2 млрд руб. к 2020 году, что в 2 раза больше, чем в первом полугодии прошлого года. "Группа "Россети" демонстрирует положительную динамику основных финансовых результатов второй квартал подряд. Этому способствуют меры по повышению эффективности деятельности, предпринимаемые компанией, а также общее восстановление деловой и социальной активности в стране. Устойчивые финансовые показатели позволяют сформировать прочную базу для выполнения обязательств по присоединению потребителей, строительству и модернизации сетевых объектов", – прокомментировал генеральный директор ПАО "Россети" Андрей Рюмин.

В то же время, согласно данным "Коммерсанта" (см. номер от 06.09.21), Андрей Рюмин в конце июня в очередной раз поднял вопрос о включении расчетной предпринимательской прибыли в тариф на услуги по передаче электроэнергии в размере 5% от выручки для выплаты дивидендов, направив письмо премьер-министру Михаилу Мишустину. В случае принятия изменений у "Россетей" появится прогнозируемый источник для выплат акционерам, а размер дивидендов может вырасти до 45 млрд руб. Следует отметить что с 2015 года по 2019 год чистая прибыль "Россетей" по МСФО была выше 10% от выручки и составляла от 98 до 125 млрд руб., а в 2020 году, несмотря на кризис, компания все равно получила 61 млрд руб. чистой прибыли – 6,1% от выручки.

При этом параллельно компанией предложены множество изменений в электросетевом комплексе, которые приведут к получению дополнительной прибыли за счет роста нагрузки на потребителей сетевых услуг. К ним относится, например, программа цифровой трансформации с общим бюджетом 1,3 трлн руб., рассчитанная до 2030 года. Ожидаемый эффект в размере 40-50 млрд руб. в год общей экономии является крайне неубедительным, отмечали в ассоциации "Сообщество потребителей энергии" (см. "НГ" от 22.10.20): "Будущие эффекты никогда не станут сопоставимы с колоссальными издержками, которые понесут потребители".

Цифровизация идет в компании уже не первый год, при этом информация о промежуточных итогах не вызывает оптимизма. Как сообщали СМИ, в феврале 2021 года участники совещания в Минэнерго пришли к выводу, что реализованный "Россетями" в Калининградской области в 2017-2020 годах пилотный проект "Цифровой район электрических сетей (РЭС) Янтарьэнерго" в текущем состоянии не пригоден для масштабирования. Однако создание подобных цифровых РЭС по-прежнему включено в утвержденную Концепцию цифровой трансформации "Россетей" до 2030 года. Информация о доработке пилота отсутствует, эффективность проекта не доказана.

В конце 2020 года в правительстве в очередной раз был поднят вопрос о переводе части регионов на единый тариф на передачу электроэнергии (см. "НГ" от 07.12.20). Идея заключается в том, чтобы установить в ряде смежных субъектов РФ усредненный сетевой тариф: Алтай могут уравнять с Алтайским краемТыву с Иркутской областьюКалмыкию с Ростовской областьюКурганскую область с Тюменской областью, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами, а Ленинградскую область с Санкт-Петербургом.

По сути это являлось попыткой скрыть неоправданно завышенные тарифы в ряде регионов, создав очередную проблему в виде межтерриториального субсидирования: потребители региона с более низкой сетевой платой были бы вынуждены доплачивать за потребителей другого региона, где тариф на услуги по передаче электроэнергии был более высокий. Понятно, что это не понравилось никому в регионах, которые в этой схеме выступили бы донорами. Но идея по-прежнему обсуждается.

Остается на повестке дня и вопрос введения оплаты максимальной резервируемой мощности, который позволит дочерним и зависимым обществам (ДЗО) компании "Россети" собирать дополнительную плату за неиспользуемый резерв мощности (см. "НГ" от 12.08.20). Хотя потребители приводят доводы о несостоятельности данных предложений и достаточности собираемых ДЗО "Россетей" средств для обеспечения работы электросетевого комплекса.

В июле в Минэнерго даже сообщили о компромиссе по данному вопросу. Однако это заявление было дезавуировано энергопотребителями. "Никакого согласия с Минэнерго по проекту об оплате "резерва" у потребителей нет. Учитывая, что Минэнерго признало несостоятельными собственные доводы, положенные в основу проекта, целесообразно пересматривать его целиком, начиная с концепции, а не уводить дискуссию в детали текущей, по сути, несостоятельной редакции. Свои идеи мы в Минэнерго направили, но там их пытаются проигнорировать", – заявили СМИ в "Сообществе потребителей энергии".

Учитывая, что основным акционером "Россетей" является государство, наращивание дивидендов и выручки инфраструктурной монополии за счет таких изменений – очень сомнительная инициатива как с точки зрения пополнения бюджета (изъятия средств потребителей в пользу государства), так и с точки зрения инвестиционной привлекательности. Ее бенефициарами является узкая группа – миноритарии (в т.ч. европейские компании) и топ-менеджмент в связи с опционной программой мотивации. Наряду с повышением с 1 января 2021 года НДПИ, введением дополнительных экспортных пошлин с 1 августа 2021 года и прогнозируемыми дополнительными затратами на экологический энергопереход, такие изменения приведут к потере конкурентоспособности российских товаров на внешних рынках и переходу потребителей на собственную систему энергоснабжения. Это в свою очередь будет повышать цену на услуги по передаче и цену электроэнергии для оставшихся потребителей Единой энергосистемы (ЕЭС).

Повышение эффективности использования электросетевой инфраструктуры страны является важным направлением для обеспечения комфортных условий развития экономики. Но у потребителей и сетевых компаний позиции по данному вопросу традиционно расходятся. Демонстрируемые "Россетями" финансовые результаты, с точки зрения потребителей, показывают достаточность действующих решений в отношении установленных тарифов на сетевые услуги и избыточность предлагаемых компанией изменений. Более того, виден и существенный резерв для сдерживания роста тарифов на услуги по передаче электроэнергии.

Потребители, наблюдая за ростом доходности ДЗО "Россетей", выступают за повышение эффективности использования сетевой инфраструктуры ЕЭС России через оптимизацию работы сетевых компаний. Условиями такой оптимизации являются повышение загрузки действующего оборудования и публичность данных о реализуемых инвестиционных проектах.

Повышение загрузки действующего оборудования возможно при пересмотре подходов к реконструкции и перевооружению подстанций, предусматривающего уменьшение мощности незагруженных подстанций, а также совершенствование методов оптимизации управления режимами электросети исходя из принципа повышения экономичности загрузки трансформаторных мощностей. Также предлагается либерализовать процедуру перераспределения максимальной мощности, усовершенствовать систему долгосрочного планирования развития электроэнергетики, в том числе по определению более реалистичных темпов изменения потребления электроэнергии, и осуществлять развитие Единой национальной электросети через повышение концентрации электронагрузок в зонах с высокой доступностью энергетической инфраструктуры. Публичность данных о реализации инвестиционных проектов в электросетевом комплексе (в т.ч. по цифровизации) позволит оценить их эффективность и своевременно корректировать деятельность сетевых компаний для исключения необоснованных затрат.

Высвобождаемые средства, полученные от повышения эффективности, с точки зрения потребителей, целесообразно не распылять в виде дивидендов, а использовать для повышения доступности инфраструктуры и поэтапного снижения перекрестного субсидирования.

Регулирование деятельности электросетевой инфраструктуры страны остается за государством, и потребители надеются на формирование эффективной конкурентной среды, когда существующие монополии будут служить интересам экономики.

Ярослав Вилков,
Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?