Отборные изменения
5 июля 2021 г.Минэнерго обсуждает с другими регуляторами и ключевыми игроками сектора возможные корректировки трех основных конкурсных механизмов рынка. Как рассказал журналистам замминистра энергетики Павел Сниккарс, поправки могут изменить условия конкурентного отбора мощности (КОМ) и отборов в рамках программы модернизации ТЭС (КОММод), а также порядок оплаты новых мощностей в энергодефицитных районах, введя зависимость платежей от предварительных заявок потребителей. Наиболее интересный – первый пункт, два других обсуждаются уже несколько месяцев. Идею дополнить КОМ "коротким" отбором накануне года реального спроса поддерживают потребители, которые уже несколько лет говорят о бессмысленности отбора всех генмощностей на шесть лет вперед. Инвестиционная составляющая, заложенная в КОМ, не работает, введение добавочного конкурса замедлит рост цен на мощность и создаст условия для перехода к одноставочной модели энергорынка, отмечает Владимир Скляр из "ВТБ Капитал".
"Мы рассматриваем возможность внесения изменений в КОМ, в ближайшее время подготовим проект, – сообщил Павел Сниккарс. – Есть предложение: торговать на шесть лет вперед (как предписывают действующие правила проведения КОМ – прим. ред.) только текущий, сложившийся, объем потребления, а весь прогнозный рост доторговывать в рамках "короткого" КОМа за год до фактической даты. Это позволит понять реалистичность перспективных объемов спроса".
Изменения могут быть внесены к следующему конкурсному отбору мощностей на 2028 год, который по действующим правилам должен пройти до 1 апреля 2022 года. В этом случае конкурс по обновленной модели может пройти уже в ближайшую весну, сообщил г-н Сниккарс.
Идею поддерживают в "Сообществе потребителей энергии": особого смысла в шестилетнем отборе нет, а точность прогнозирования на такой горизонт оказывается весьма низкой, говорит замдиректора партнерства Валерий Дзюбенко.
"На зарубежных энергорынках есть такая практика. На первом, более раннем конкурсе, распределяется базовый минимум, а накануне разыгрывают дополнительный объем, покрывающий прирост и резервы. Логично, что быстроразворачиваемые мощности обходятся потребителям несколько дороже, но при избытках в нашей энергосистеме удорожание вряд ли возможно", – говорит г-н Дзюбенко.
При этом действующая модель КОМ не обеспечивает своей базовой функции – инвестиционной, указывают и потребители, и эксперты рынка.
"У нас роль долгосрочного КОМ как инструмента привлечения инвестиций, к сожалению, пока не заработала, поскольку основные инвестмеханизмы продолжают выделять в ДПМ. Поэтому сейчас даже если весь объем мощности будет определяться за год до поставки, ничего принципиально не изменится. Но при этом есть проблема точности долгосрочных прогнозов, связанная с климатической нестабильностью, экономическими скачками, развитием технологий, ростом энергоэффективности и снижением энергоемкости и т.д. Текущую систему прогнозирования критикуют и потребители, и регуляторы, поскольку постоянное завышение электропотребления неминуемо приводит к избыточным инвестициям энергетиков. Переход к двухэтапному КОМу может отчасти ситуацию улучшить, что в свою очередь позволит сократить неэффективные инвестиции", – считает Валерий Дзюбенко.
Схожего мнения придерживается и аналитик "ВТБ Капитал" Владимир Скляр, полагающий что введение "короткого" КОМ сдержит рост цен на мощность и откроет путь для перехода к одноставочной модели энергорынка, когда потребитель оплачивает лишь цену электроэнергии, в которую "зашиты" расходы на окупаемость мощностей.
"Предложение по изменению правил КОМ фактически является окончательным признанием того факта, что рынок мощности в РФ не выполняет своей основной функции – не создает ценовые сигналы по строительству или приостановке новых вводов в стране. В обновленном виде КОМ будет достаточен для покрытия фиксированных расходов и оплаты ремонтов тех электростанций, которые не попали в многочисленные программы развития сектора (ДПМ, КОММод, КОММод-ПГУ, ДПМ ДФО, КОМ НГ). Однако не стоит ожидать, что ценовые параметры новой модели КОМ смогут давать сигнал о необходимости строительства новой генерации. Изменения замедлят темпы роста цен на мощность, которые должны вырасти на 34% к 2028 году по сравнению с 2020 годом (97% с учетом инфляции), и создают фактически условия для перехода к одноставочной модели энергорынка", – говорит г-н Скляр.
При этом разделение "стратегических" и "тактических" резервов мощности также может создать условия для внедрения новых технологий на российском энергорынке, которыми смогут воспользоваться как потребители, так и генераторы. Речь идет о внедрении систем хранения энергии, агрегации спроса и срезания пиков и т.д., которые смогут участвовать в дополнительном КОМ накануне года поставки, отмечает г-н Дзюбенко.
Минэнерго также ведет анализ развилок внутри программы модернизации ТЭС. Ранее отдельные игроки сектора предлагали регуляторам рассмотреть возможность выделения спецквот для модернизации ТЭЦ и проектов обновления мощностей с использованием отечественных ПГУ.
"Мы будем рассматривать возможные изменения процедур в рамках КОММод. Так, в ходе последнего конкурса доля отобранных проектов модернизации ТЭЦ существенно выросла. Нужно проанализировать ситуацию и понять – это стечение обстоятельств или системная логика. И исходя из этого станет понятно, необходимы ли корректировки. В текущих условиях это вопрос дискуссионный. У нас есть собственный анализ, мы хотим также с генерирующими компаниями обсудить, насколько актуальны и необходимы поправки. В том числе будет обсуждаться квота для ТЭЦ", – сказал Павел Сниккарс.
Третий важный для энергорынка вопрос, который прорабатывает Минэнерго, – изменение условий КОМ НГ. В рамках этого механизма на технологически нейтральном конкурсе в 2021 году планируется выбрать проект новой генерации для покрытия прогнозного дефицита в Бодайбинском энергокольце на востоке Сибири. На рынке хорошо помнят историю с прогнозными заявками "Русала", которые формировали высокий спрос, в итоге не своевременно не появившийся. Примечательно, что аффилированная с алюминщиками En+ с проектом Тельмамской ГЭС является одним из потенциальных участников предстоящего конкурса.
"Есть поручение рассмотреть возможность перераспределения обязательств по оплате мощности в бОльшую сторону для ряда потребителей, заявка которых стала причиной строительства генерации. Потребители, из-за заявки которых построили новую станцию, в случае, если они потребляют мощность меньше заявки, будут платить больше. Но если потребитель забирает заявленную мощность, он платит по сложившейся цене. То есть предложение заключается в том, чтобы мощность оплачивалась в объеме первоначальной заявки", – пояснил Павел Сниккарс.
Не против такого перераспределения финансовой ответственности и в "Сообществе потребителей энергии".
"Мы поддерживаем такую постановку вопроса. Когда конкретная компания или несколько являются, по сути, заказчиками значительных инфраструктурных решений, их доля в общих расходах на создание и содержание таких объектов должна быть соразмерной запросу", – сказал Валерий Дзюбенко.
Сергей Исполатов,