"Ростех" генерирует обсуждение ТЭС
8 июня 2021 г.Госкорпорация вынесла вопрос о мусоросжигании на уровень президента
Как выяснил "Ъ", "Ростех" пытается ускорить принятие решения по масштабному строительству мусоросжигающих ТЭС. Против проекта выступает курирующий вице-премьер Виктория Абрамченко. Глава госкорпорации Сергей Чемезов поднял вопрос на уровень президента, но резолюция Владимира Путина не выглядит прямо поддерживающей ту или другую сторону. Ключевой вопрос – финансирование проекта стоимостью 1,4 трлн руб.
Глава "Ростеха" Сергей Чемезов 13 мая попросил Владимира Путина поддержать расширение системы мусоросжигательной генерации в России еще на 20 регионов, поручив правительству приступить к реализации проекта уже в 2021 году ("Ъ" ознакомился с содержанием переписки). Президент 26 мая поставил визу правительству "доложить", сделав ремарку "нужно двигаться вперед". Профильный вице-премьер Виктория Абрамченко 3 июня направила в Минприроды, Минпромторг, Минфин, Минэнерго, Минэкономики поручение подготовить доклад президенту до 17 июня. Представитель президента Дмитрий Песков от комментариев отказался.
Источник "Ъ" в Кремле поясняет, что резолюция президента не означает поддержку проекта, а лишь подчеркивает необходимость решения проблемы с мусором.
"РТ-Инвест" (25% у "Ростеха") с 2017 года строит пять МТЭС (четыре в Подмосковье и одна в Татарстане) мощностью 335 МВт, или 3,35 млн тонн в год, ввод в эксплуатацию – в 2023 году. Общая стоимость проекта – более 252 млрд руб., в том числе 22,2 млрд руб. из бюджета. ТЭС причислены к возобновляемым источникам энергии, первые пять станций строятся по договорам поставки мощности (ДПМ), когда инвестиции возвращаются за счет повышенных платежей потребителей. Энергорынок – как регуляторы, так и потребители – выступает против расширения схемы.
Господин Чемезов оценивает стоимость расширенной инициативы (с учетом модернизации через 15 лет) в 1,4 трлн руб., в том числе 1,2 трлн руб. из внебюджетных источников.
По итогам к 2027 году планируется перерабатывать 47% (35 млн тонн в год) всех отходов в стране, из которых 50% пойдут на повторное использование, а остальное – на энергетическую утилизацию с выработкой 1,5 ГВт. Схема финансирования в письме явно не излагается, говорится лишь, что размер бюджетного участия не превысит 20%.
В "Ростехе" "Ъ" подтвердили "обращение к органам власти, в том числе к президенту", отметив, что модель финансирования окончательно не определена. Правительству предложены несколько вариантов – расширенная ответственность производителей товаров (РОП), ДПМ, субсидии: "Запрос на господдержку является закономерным, так как речь идет о решении государственной задачи в сфере экологии, при этом в компании считают, что проект не должен создавать большую нагрузку для бюджета". В "РТ-Инвесте" отметили, что "на стадии эксплуатации заводов в целях сохранения тарифа для населения компания предлагает частично использовать ДПМ". Там добавили, что проект создаст 39 тыс. новых рабочих мест и даст дополнительные налоговые отчисления в 970 млрд руб.
В аппарате вице-премьера Виктории Абрамченко "Ъ" сообщили, что по итогам совещаний с вице-премьером Александром Новаком профильные ведомства готовят анализ проекта. При этом финансовая модель "не была поддержана", а относительно строительства "консолидированного и согласованного со всеми участниками мнения нет".
Ранее вице-премьер неоднократно подчеркивала, что финансовая модель проекта основывается на бюджетных инвестициях, а также средствах от РОП, в то время как целесообразней направить их на создание инфраструктуры экономики замкнутого цикла, сортировки и переработки отходов, а не мусоросжигания.
В Минэнерго от комментариев отказались, но министерство традиционно выступает против перекладывания финансирования мусорных ТЭС на энергорынок. В Минфине "Ъ" не ответили. Ранее РБК сообщал, что в министерстве предлагают отложить решение о строительстве новых заводов, введя для начала первые пять. С учетом содержания указания, а также вовлечения большого числа ведомств и заинтересованных организаций "есть шанс, что инициативу дополнительно и глубоко проработают", рассчитывают в "Сообществе потребителей энергии".
Владимир Скляр из "ВТБ Капитала" отмечает, что сжигание мусора сокращает использование земель и обеспечивает меньшие выбросы СО2, чем захоронение. Но вопрос финансирования остается ключевым, подчеркивает эксперт. Реализация проекта на условиях ДПМ ВИЭ потребует около 200 млрд руб. дополнительных платежей с потребителей и приведет к росту конечных цен на электроэнергию на 4%. По мнению господина Скляра, самым разумным выходом выглядит распределение фискальной нагрузки между платой за мусор и платой за электроэнергию.
Источник "Ъ" в Кремле поясняет, что резолюция президента не означает поддержку проекта, а лишь подчеркивает необходимость решения проблемы с мусором.
"РТ-Инвест" (25% у "Ростеха") с 2017 года строит пять МТЭС (четыре в Подмосковье и одна в Татарстане) мощностью 335 МВт, или 3,35 млн тонн в год, ввод в эксплуатацию – в 2023 году. Общая стоимость проекта – более 252 млрд руб., в том числе 22,2 млрд руб. из бюджета. ТЭС причислены к возобновляемым источникам энергии, первые пять станций строятся по договорам поставки мощности (ДПМ), когда инвестиции возвращаются за счет повышенных платежей потребителей. Энергорынок – как регуляторы, так и потребители – выступает против расширения схемы.
Господин Чемезов оценивает стоимость расширенной инициативы (с учетом модернизации через 15 лет) в 1,4 трлн руб., в том числе 1,2 трлн руб. из внебюджетных источников.
По итогам к 2027 году планируется перерабатывать 47% (35 млн тонн в год) всех отходов в стране, из которых 50% пойдут на повторное использование, а остальное – на энергетическую утилизацию с выработкой 1,5 ГВт. Схема финансирования в письме явно не излагается, говорится лишь, что размер бюджетного участия не превысит 20%.
В "Ростехе" "Ъ" подтвердили "обращение к органам власти, в том числе к президенту", отметив, что модель финансирования окончательно не определена. Правительству предложены несколько вариантов – расширенная ответственность производителей товаров (РОП), ДПМ, субсидии: "Запрос на господдержку является закономерным, так как речь идет о решении государственной задачи в сфере экологии, при этом в компании считают, что проект не должен создавать большую нагрузку для бюджета". В "РТ-Инвесте" отметили, что "на стадии эксплуатации заводов в целях сохранения тарифа для населения компания предлагает частично использовать ДПМ". Там добавили, что проект создаст 39 тыс. новых рабочих мест и даст дополнительные налоговые отчисления в 970 млрд руб.
В аппарате вице-премьера Виктории Абрамченко "Ъ" сообщили, что по итогам совещаний с вице-премьером Александром Новаком профильные ведомства готовят анализ проекта. При этом финансовая модель "не была поддержана", а относительно строительства "консолидированного и согласованного со всеми участниками мнения нет".
Ранее вице-премьер неоднократно подчеркивала, что финансовая модель проекта основывается на бюджетных инвестициях, а также средствах от РОП, в то время как целесообразней направить их на создание инфраструктуры экономики замкнутого цикла, сортировки и переработки отходов, а не мусоросжигания.
В Минэнерго от комментариев отказались, но министерство традиционно выступает против перекладывания финансирования мусорных ТЭС на энергорынок. В Минфине "Ъ" не ответили. Ранее РБК сообщал, что в министерстве предлагают отложить решение о строительстве новых заводов, введя для начала первые пять. С учетом содержания указания, а также вовлечения большого числа ведомств и заинтересованных организаций "есть шанс, что инициативу дополнительно и глубоко проработают", рассчитывают в "Сообществе потребителей энергии".
Владимир Скляр из "ВТБ Капитала" отмечает, что сжигание мусора сокращает использование земель и обеспечивает меньшие выбросы СО2, чем захоронение. Но вопрос финансирования остается ключевым, подчеркивает эксперт. Реализация проекта на условиях ДПМ ВИЭ потребует около 200 млрд руб. дополнительных платежей с потребителей и приведет к росту конечных цен на электроэнергию на 4%. По мнению господина Скляра, самым разумным выходом выглядит распределение фискальной нагрузки между платой за мусор и платой за электроэнергию.