Две стороны медали: почему строительство мусоросжигательных заводов – не панацея
27 мая 2021 г.Мусоросжигательные заводы беспокоят потребителей энергии: есть ли основания
Строительство в России большого количества мусоросжигательных заводов - спорная инициатива, вызывающая массу доводов как "за", так и "против" у экспертов и заинтересованных сторон. В данном случае к ним относятся и крупные потребители энергии, ставшие невольными спонсорами этого вида переработки отходов. Критики проекта считают, что фокус на сжигании мусора не вполне соответствует экологической повестке страны в целом, так как отодвигает на второй план обозначенный вектор на сортировку отходов и извлечение из них максимума полезных ресурсов.
Горящие сроки
Поводом для дискуссий стали мусоросжигательные теплоэлектростанции (МТЭС): в настоящее время компания "РТ-Инвест" ведет строительство четырех таких объектов в российских регионах. Предполагается, что на этих заводах будут сжигать в общей сложности по 3,35 млн тонн отходов в год. Согласно договорным обязательствам, "РТ-Инвест" должен ввести объекты в эксплуатацию до 1 декабря 2022 года. За каждый месяц задержки предусмотрен штраф в 25% от гарантированного платежа за мощность. Пока станция не запущена, инвестор теряет платеж за мощность, при этом срок договора не продлевается.
Строительство мусоросжигательных электростанций во многом идет за счет оптового рынка электричества и мощности (ОРЭМ) - таков механизм договоров о предоставлении мощности на основе сжигания твердых бытовых отходов (ДПМ ТБО), поэтому за проектом внимательно следит "Сообщество потребителей энергии". Правда, с таким подходом к реализации строительных работ в сообществе не согласны.
"Вопросы переработки отходов - это вопросы ЖКХ, а не выработки электроэнергии, поскольку это только побочный продукт. Соответственно, и инвестиции, и доходы необходимо искать не в электроэнергетике", - отмечает замглавы организации Валерий Дзюбенко.
Есть и другие сложности.
По словам Дзюбенко, вопросы к проекту начали возникать еще на этапе конкурсов на строительство заводов в Подмосковье и Казани.
"В программе строительства мусоросжигательных ТЭС многое изначально было сделано неправильно. Например, в ходе конкурсов на строительство первых 5 мусоросжигательных заводов. Почему-то все эти лоты объединили в один сплошной лот, тем самым ограничив конкуренцию, - считает Дзюбенко. - Соответственно, никто из других компаний, которые также хотели принять участие в конкурсе, не смогли претендовать на столь большой объем, хотя были готовы построить отдельные мощности за более скромную сумму. В итоге единственный участник забрал объединенный лот по максимальной цене".
Теперь же речь идет о том, что ввести заводы в эксплуатацию в указанные сроки не удастся. "Коммерсант" ранее писал, что представитель "РТ-Инвеста" на совещании у вице-премьеров Александра Новака и Виктории Абрамченко заявил о возможной задержке строительства на год в силу разных обстоятельств, связанных с пандемией коронавирусной инфекции нового типа. Информацию о вероятном срыве сроков подтверждает и заместитель директора "Сообщества потребителей энергии".
"А дальше стали происходить странные вещи. Заводов нет, на какой они стадии и когда они будут введены в эксплуатацию - не ясно, ответы на наши вопросы, которые мы задаем коллегам в Совете рынка уклончивые или их вовсе нет. Ясно только одно - поставщики не успевают, претендуют на отсрочку в связи пандемией, но пояснения неубедительные. Необходимо предъявить надежные доказательства, рассказать о тех обстоятельствах, которые повлияли на сроки ввода объектов в эксплуатацию. Насколько мне известно, доля нелокализованных компонентов в МСЗ не столь высока, критичных проблем не просматривается", - констатирует Валерий Дзюбенко.
Риторический вопрос
В настоящее время в правительстве РФ по инициативе компании "РТ-Инвест" рассматриваются вопросы о переносе даты начала поставки мощности без уплаты штрафов, продлении срока действия договора для всех пяти пилотных проектов по строительству мусоросжигательных заводов (МСЗ), увеличении доли расхода природного газа с 5% на 20% и сохранении дублирования доходов за счет оптового энергорынка и бюджетных источников, писал "Эксперт".
Согласно подсчетам "Сообщества потребителей энергии", задержка с вводом объектов в эксплуатацию влечет дополнительные некомпенсируемые расходы для предприятий и организаций на сумму около 25 млрд рублей относительно действующих условий договоров на поставку мощности (ДПМ ТБО).
Вызывает вопросы и предложение об увеличении доли расхода природного газа: действующие условия квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), предусматривающие использование не более 5% ископаемого топлива в топливном балансе поставщика в случае использования им комбинированных видов топлива. Изменение пропорции топливного баланса с увеличением доли ископаемого топлива сокращает отличие мусоросжигательных электростанций от обычных газовых или угольных электростанций, стоимость содержания которых в 25 раз ниже цены мощности МСЗ, составляющей около 5 млн руб./МВт в месяц, говорят в "Сообществе потребителей энергии".
"Параллельно коллеги просят сохранить дублирование доходов за счет энергорынка и бюджетных источников, что само по себе иррационально, а также вопреки своим изначальным техническими документам увеличить долю расхода природного газа при сжигании мусора. Вообще-то мусоросжигательные заводы обойдутся экономике в 25 раз дороже, чем классическая тепловая электростанция. Если увеличивать расход природного газа, то это уже не мусоросжигающая, а обычная тепловая электростанция. Соответственно и платеж необходимо сократить. Поставщики могли бы удешевить проект за счет использования утилизации отходящего тепла, снабжая им прилегающие объекты: промышленные, сельскохозяйственные, жилые и так далее. Но от этой идеи почему-то отказались", - комментирует Валерий Дзюбенко.
По его словам, субсидирование переработки отходов через платежи за электроэнергию вредно и для электроэнергетики, и для ЖКХ. Это увеличивает расходы промышленности, снижает ее конкурентоспособность, дополнительно стимулирует переход от централизованных к собственным источникам энергии. Домохозяйства, которые якобы пытаются таким образом защитить от роста коммунальных платежей, очевидно, оплатят эти расходы через повышенную цену товаров и услуг, причем с сопутствующими "накрутками", которые неизбежно возникают в перекрестном субсидировании. В то же время стимулы для разумного обращения с отходами так и не появятся, полагает Дзюбенко.
Несмотря на то, что проекты по строительству 5 заводов в рамках первой программы ДПМ ТБО еще не реализованы и произвести оценку их эффективности не представляется возможным, обсуждаются планы возведения еще 25 аналогичных объектов. Эта инициатива также не внушает оптимизма "Сообществу потребителей энергии" - идею масштабирования там считают как минимум преждевременной.
"Нужно ли стране такое количество мусоросжигательных заводов - большой вопрос. Среди государственных приоритетов в сфере обращения с отходами мусоросжигание стоит на предпоследнем месте после их захоронения в землю. Масштабируя мусоросжигание вместо глубокой переработки отходов, мы мало того, что застрянем на "варварском" этапе развития сферы обращения отходов, мы вместе с мусором сожжем огромные ресурсы, реальные деньги, которые могли бы послужить экономике и обществу", - отмечает замглавы сообщества.
Специалисты предлагают производить реализацию электроэнергии и мощности на ОРЭМ новыми 25 мусоросжигательными заводами производить только в рамках РСВ (рынка на сутки вперед) и конкурентного отбора мощности (КОМ). По их мнению, финансирование строительства МЗС следует осуществлять за счет роста тарифов на утилизацию бытовых отходов в ЖКХ, бюджетного субсидирования и налоговых льгот. Кроме того, рекомендуется перенести в сектор ЖКХ оплату 335 МВт ранее отобранных в 2017 году объектов ТБО в размере превышения стоимости произведенной электроэнергии на РСВ и стоимости мощности в КОМ.
Антон Тимофеев,