Регионы сопротивляются тарифной уравниловке.
4 декабря 2020 г.Инициатива правительства нанесет удар по энергоемким производствам.
Обсуждаемая в правительстве идея выровнять электросетевые тарифы смежных субъектов РФ вызвала отпор промышленных энергопотребителей и регионов-доноров. Инициатива не окажет никакого влияния на инвестиционную привлекательность депрессивных территорий, но однозначно ухудшит экономику более успешных соседей, уверены они. В Иркутской области уже категорически заявили, что ответят на предложение федерального Центра объединить тарифы с Республикой Тыва отказом.
Идея перехода на единый сетевой тариф проста: механически выравнять ставку в некоторых смежных регионах так, чтобы снизить ее в менее развитых регионах за счет более богатых соседей. Предполагается, что таким искусственным способом можно создать в регионах-выгодополучателях привлекательные условия для энергоемких проектов.
Так, Алтай могут уравнять с Алтайским краем: в республике тариф снизится на 45% при росте на 4% в крае. Тыву планируется "присоединить" к Иркутской области: снижение тарифа в республике составит 85% при его росте в области на 4%. В Калмыкии при переходе на единую ставку с Ростовской областью тариф снизится на 6,4% при росте на 0,4% в области. Курганскую область после уравнивания с Тюменской областью, ХМАО и ЯНАО ожидает снижение тарифа на 34% при росте на 1% в смежных регионах. В Ленинградской области после перехода на единую ставку с Санкт-Петербургом тариф упадет на 6% при его росте на 2% в мегаполисе.
Инициатива изложена в письме президенту вице-премьера Юрия Борисова – ранее он курировал в правительстве промышленность и энергетику. Сейчас энергетические вопросы отнесены к компетенции нового вице-премьера Александра Новака, бывшего министра энергетики. Он, со своей стороны, поручил ФАС, Минэнерго и регионам проработать этот вопрос.
Ранее в бывшем ведомстве Новака подчеркивали – окончательное решение должно быть за главами регионов: только они могут одобрить совместное регулирование тарифов на услуги по передаче электроэнергии. В прошлогоднем письме Минэнерго в аппарат правительства отмечается, что законодательство России в сфере электроэнергетики не предусматривает у федеральных органов государственной власти полномочий, позволяющих определять решения органов исполнительной власти субъектов РФ в данном вопросе. А вмешательство в деятельность региональных органов власти будет являться нарушением ст. 37 Конституции РФ и федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
Между тем у регионов, которые по замыслу правительства должны стать донорами менее благополучных соседей, такая перспектива вызвала отрицательную реакцию. "Я считаю, что данная ситуация недопустима. Такое предложение уже было некоторое время назад, Иркутская область тогда ответила отказом. Ответим отказом и в этот раз, – пообещал губернатор региона Игорь Кобзев. – Рост тарифа на 4% ведет за собой увеличение выпадающих доходов. Мы предварительно посчитали, что это миллиарды рублей из консолидированного бюджета Иркутской области. И дальше идут процессы, которые стоит рассматривать с точки зрения конечных потребителей. Выпадающие доходы необходимо компенсировать средствами областного бюджета. Экономика не в нашу пользу, поэтому мы будем отвечать отказом".
По данным "НГ", на прошедшем недавно в Госдуме заседании секций экспертного совета комитета по энергетике против выступили и другие регионы-доноры. Федеральный Центр с ними предварительно не посоветовался и даже не сверил расчеты. Между тем региональные оценки эффектов, которые принесет единый тариф, сильно отличаются от правительственных. Например, в Санкт-Петербурге рост тарифа может оказаться в два раза выше, чем предполагают федеральные чиновники. В Ростовской области и сейчас тарифы высокие – дополнительную нагрузку экономика может не выдержать. А Алтайский край и сам недостаточно инвестиционно привлекателен. Эксперты, кстати, обратили внимание, что у некоторых выгодоприобретателей тарифного объединения инвестиционный рейтинг порой повыше, чем у потенциальных регионов-доноров. Вопрос должен решаться исключительно добровольно самими регионами, подчеркнули участники обсуждения.
Не остались в стороне и промышленные потребители энергии. Увеличение перекрестного субсидирования между регионами приведет только к тому, что развитие промышленности станет экономически нецелесообразным ни в одном из перешедших на единый тариф регионов, отмечают они.
Серьезные претензии вызывает предложение о выравнивании тарифов в Тыве и Иркутской области. Прежде всего сетевая инфраструктура Тывы не имеет технологической связи с соседним регионом. Кроме того, поскольку покупка электроэнергии и мощности в Тыве осуществляется не по рыночным ценам, а по льготным регулируемым тарифам, Иркутская область уже отчасти субсидирует республику. Потребители ссылаются на данные "Совета рынка", согласно которым в августе 2020 года средневзвешенная цена оптового рынка в Тыве меньше на 79%, чем для потребителей в Иркутской области. При выравнивании сетевых тарифов областные потребители должны будут дополнительно заплатить 1,2 млрд руб. – 85% содержания электросетей в республике, что приведет к тому, что конечная цена на электроэнергию для Тывы будет на четверть ниже, чем у Иркутской области.
Потребители подчеркивают: снижение тарифов на электроэнергию не ведет к повышению инвестиционной привлекательности субъектов РФ. Например, в регионах, где купля-продажа электроэнергии осуществляется по регулируемым ценам (как в Тыве), они и так в два раза ниже оптовых. Сверхльготные тарифы субсидируются покупателями электроэнергии оптового рынка в других регионах, в основном энергоемкой промышленностью. Казалось бы – при таких энергоценах не должно быть отбоя от инвесторов. Но согласно анализу рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ, в 2013-2019 годах во всех субсидируемых таким образом регионах инвестиционный рейтинг снижается. Единственное исключение лишь подтверждает правило: это как раз Тыва, которая занимает в рейтинге последнее место. Отсутствуют позитивные эффекты и на Дальнем Востоке, где энергоцены тоже субсидируются остальными российскими регионами, – дешевое электричество лишь консервирует неэффективность местных производств.
В случае перехода на единый сетевой тариф дополнительная совокупная нагрузка для потребителей Тюменской области (ХМАО, ЯНАО), Алтайского края, Иркутской области, Ростовской области, Санкт-Петербурга в период до 2024 года составит, по оценке ассоциации "Сообщество потребителей энергии", порядка 3,65 млрд руб. Эти данные содержатся в письме директора ассоциации Василия Киселева Александру Новаку, копия которого есть в "НГ".
"Льготные тарифы на электрическую энергию оказывают неоднородное воздействие на экономику предприятий в зависимости от уровня их электроемкости и доли затрат на электроснабжение в себестоимости, – подчеркнул Василий Киселев. – Безадресное снижение платежей за электроэнергию в субсидируемых регионах существенно снижает эффективность таких субсидий, ликвидирует стимулы к повышению эффективности функционирования регионального электроэнергетического комплекса и энергосбережению, при этом рост платежей в регионах-донорах ухудшает ситуацию для энергоемких потребителей электроэнергии".
Глеб Тукалин,