Платеж населения разделят на всех

2 декабря 2020 г.

«Атомэнергосбыт» предлагает переложить 70% сбытовой надбавки на весь энергорынок.

Перекрестное субсидирование в российской энергетике, с которым много лет пытаются бороться участники рынка, может, наоборот, усилиться. "Атомэнергосбыт" (подконтролен "Росатому") хочет переложить основную часть надбавки гарантирующих поставщиков, которую оплачивает население и малый и средний бизнес, на весь рынок. Для этого предлагается создать новую надбавку для промышленности, чтобы "распределить социальную нагрузку и расходы на установку умных счетчиков". По оценкам аналитиков, платеж энергорынка может вырасти на 120 млрд руб. в год, конечная цена на электроэнергию - на 3%. Регуляторы и сбытовые компании считают инициативу спорной.

"Атомэнергосбыт" предлагает переложить часть сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков (ГП, основной поставщик региона) на всех потребителей энергорынка - клиентов других энергосбытовых компаний и промышленность, закупающую электроэнергию самостоятельно. Идею 1 декабря озвучил гендиректор компании Петр Конюшенко на конференции "Энергетика: вызовы и перспективы нового времени". На энергорынок предлагается переложить до 70% надбавки ГП, пояснил "Ъ" господин Конюшенко, но точный объем будет зависеть от структуры регионального баланса, объема потребления населением в регионах.

По закону ГП обязан поставлять электроэнергию всем, кто к нему обратится - частным и бюджетным организациям, а также населению. В 2019 году общая выручка сектора составила 2,36 трлн руб., размер сбытовой надбавки (регулируемой маржи) в среднем достигает 4,5-5% от конечной цены. "Атомэнергосбыт" выполняет функции ГП в КурскойМурманскойСмоленской и Тверской областях. Клиенты компании - 50 тыс. юридических лиц и 2 млн домохозяйств, выручка за 2019 год - 61,25 млрд руб.

Как поясняет господин Конюшенко, ГП выполняют множество социальных функций - содержание центров обслуживания населения, поддержание резерва долгов неотключаемых потребителей, с недавних пор и обязательства по установке интеллектуальных электросчетчиков в жилых домах. Эти затраты, по его мнению, нужно выделить в отдельный платеж на рынке - инфраструктурную надбавку. "Это справедливо с точки зрения социальной ответственности крупного бизнеса и независимых энергосбытов",- говорит он, добавляя, что мера позволит снизить надбавку для клиентов ГП. Компания пока не отправляла концепцию регуляторам.

Глава Ассоциации ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая сообщила "Ъ", что в ассоциации продолжается дискуссия по этому вопросу. "Причина появления идеи понятна - ГП вынужден обслуживать любых потребителей, он выполняет определенную инфраструктурную функцию. Но необходимо аккуратно разделять такие вопросы с возможностями обеспечения конкуренции ГП за потребителей с другими сбытами",- считает она.

Но идея не нравится промышленности. "Предложение навязать оплату за услугу, которая на деле не оказывается, довольно экстравагантное, плохо согласуется с гражданским кодексом и антимонопольным законодательством",- заявили "Ъ" в "Сообществе потребителей энергии".

В "Совете рынка" (регулятор энергорынков) еще не ознакомились с деталями предложения. Вместе с тем там отмечают, что инициатива может привести к появлению нового вида перекрестного субсидирования, при этом не повысит эффективность ГП и будет способствовать снижению конкуренции на розничном энергорынке.

По оценке Владимира Скляра из "ВТБ Капитала", инициатива приведет к росту нагрузки на остальных участников энергорынка до 120 млрд руб. ежегодно, увеличение конечной цены на электроэнергию (включая сетевой тариф) - до 3%. "Учитывая достаточно скромные инвестиционные потребности сбытов и операционные затраты, ограниченные фондом оплаты труда и работой с дебиторской задолженностью, уход потребителей от ГП должен сопровождаться и пропорциональным снижением затрат, а общерыночная надбавка только создает неконкурентные тепличные условия для ГП",- полагает аналитик. Правильнее, по его мнению, было бы вернуться к идее проведения аукционов для получения статуса ГП, чтобы снижать сбытовую надбавку через конкуренцию сбытовых компаний.

Полина Смертина,

Коммерсант, 02.12.2020

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?