Дальнему Востоку оставили субсидии
25 ноября 2020 г.Выплаты бизнеса на снижение энерготарифа ДФО уменьшатся только с 2022 года
Механизм снижения энергоцен на Дальнем Востоке за счет остальной части России сохранится в полном объеме еще на год. Постепенный отказ от субсидий начнется только в 2022 году и продлится пять лет. Сборы с оптового энергорынка ежегодно превышают 37 млрд руб., изменение механизма могло бы снизить выплаты на 20%. Однако расходы потребителей снизятся ненадолго, поскольку с 2026 года они начнут платить по 55 млрд руб. в год за модернизацию дальневосточных ТЭС.
Правительство внесло в Госдуму законопроект о продлении механизма снижения тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке до 2028 года. В 2021 году механизм будет работать по прежним правилам - постепенный отказ от субсидий за счет потребителей остальной части РФ начнется только в 2022 году, говорится в пояснительной записке. После этого тарифы для некоторых потребителей региона будут увеличиваться и к 2028 году достигнут экономически обоснованного уровня. Для бюджетных организаций и предприятий ЖКХ тарифы вырастут за пять лет, а для предприятий энергетики и предприятий по добыче драгоценных металлов и камней - за три года.
В ДФО нет свободного рынка электроэнергии, тарифы устанавливает государство. В некоторых регионах округа (Якутия, Камчатка и Чукотка, Магаданская и Сахалинская области) они искусственно уменьшаются. Разницу между экономически обоснованным и фактическим тарифом покрывает бизнес остальной части страны: участники оптового энергорынка платят специальную надбавку к цене мощности.
Механизм снижения тарифов на Дальнем Востоке запущен в 2017 году и должен был работать два года, но продлен на 2020 год для привлечения бизнеса в регион. Размер субсидии растет. В 2017 году потребители оптового энергорынка заплатили 24 млрд руб., в 2018 году - 35 млрд руб., в 2019 году - 32,1 млрд руб., в 2020 году - 37,6 млрд руб.
"В 2021 году порядок доведения цены на электроэнергию на Дальнем Востоке до среднероссийского уровня остается прежним,- подтвердил "Ъ" заместитель руководителя ФАС Виталий Королев.- Расчетно эта цена будет чуть более 5 руб. за 1 кВт•ч., ее предстоит утвердить на правкомиссии в конце года. Для снижения размера дальневосточной надбавки с 2022 года необходимо вступление в силу подзаконных актов правительства, которые еще предстоит разработать". В "Совете рынка" (регулятор энергорынков) рады уже тому, что нерыночные добавки будут снижаться, пусть и с задержкой, поскольку это не только снизит нагрузку на остальных потребителей, но и "будет способствовать повышению эффективности электропотребления". В Минэнерго не ответили на запрос "Ъ".
Промышленность предсказуемо критикует предложение правительства. "Затягивание лишает предприятия и организации средств, которые им особенно необходимы в непростой экономической ситуации - еще год ресурсы будут изыматься из оборота и распыляться, не принося должного эффекта ни регионам Дальнего Востока, ни экономике в целом",- заявили "Ъ" в "Сообществе потребителей энергии".
Правительство не стало менять механизм выравнивания тарифов в ДФО на 2021 год из-за неопределенности в экономике на фоне пандемии, считает Денис Красновский из АКРА. С учетом того что изменение механизма начнется только с 2022 года, в 2021-м объем надбавки составит 38-39 млрд руб., подсчитал партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев. По его мнению, серьезное снижение можно обеспечить в случае установления базового уровня тарифа не на среднероссийском, а на максимальном уровне в ценовых зонах оптового рынка.
Изменение механизма субсидирования тарифов в ДФО снизит объем текущей надбавки в пределах 20%. Однако с 2026 года, отмечает господин Жихарев, сэкономленные средства будут с лихвой перекрываться дополнительными затратами на оплату модернизации дальневосточных ТЭС, которые будут превышать 55 млрд руб. в год.