Энергопотребителям готовят очередное перекрестное субсидирование
23 ноября 2020 г.Переход регионов на единый сетевой тариф приведет к тому, что работающие производства пострадают, а новые не появятся.
Правительство в очередной раз подняло вопрос о переводе некоторых смежных регионов России на единый тариф за передачу электроэнергии. В письме вице-премьера Юрия Борисова президенту (копия есть в "НГ") эта мера обосновывается необходимостью поддержки регионов с низким уровнем экономического развития. Однако энергопотребители уверены, что в результате только вырастет перекрестное субсидирование в сетях, а развитие промышленности станет экономически нецелесообразным ни в одном из перешедших на единый тариф регионов.
Основной целью предлагаемого изменения называется создание конкурентных условий для энергоемких инвестиционных проектов. Подобные идеи озвучивались и при установлении среднерыночных тарифов в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), однако по истечению четырех лет соответствующих отчетов в подтверждение этого довода представлено не было. Юрий Борисов в своем письме напоминает, что ранее такая инициатива была реализована в двух энергозонах - Краснодарском крае и Республике Адыгея, а также Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) и Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).
Задача повышения эффективности сетевой инфраструктуры и создания условий для привлечения бизнеса не ставится, вместо этого предлагается механически выровнять тарифы на услуги по передаче электроэнергии в ряде регионов. Так, Алтай могут уравнять с Алтайским краем: в республике тариф снизится на 45% при росте на 4% в крае. Тыву планируется "присоединить" к Иркутской области: снижение тарифа в республике составит 85% при его росте в области на 4%. В Калмыкии при переходе на единую ставку с Ростовской областью тариф снизится на 6,4% при росте на 0,4% в области. Курганскую область предложено уравнять с Тюменской областью, ХМАО и ЯНАО: ожидается снижение тарифа на 34% в Курганской области при росте на 1% в смежных регионах. В Ленинградской области после перехода на единую ставку с Санкт-Петербургом тариф упадет на 6% при его росте на 2% в мегаполисе.
Окончательное решение, согласно имеющимся в распоряжении "НГ" пояснениям Минэнерго, направленным в аппарат правительства РФ в августе 2019 года, - за главами регионов: только они могут одобрить совместное регулирование тарифов на услуги по передаче электроэнергии. В письме Минэнерго подчеркивается, что законодательство России в сфере электроэнергетики не предусматривает у федеральных органов государственной власти полномочий, позволяющих определять решения органов исполнительной власти субъектов РФ в данном вопросе. А вмешательство в деятельность региональных органов власти будет являться нарушением статьи 37 Конституции РФ и федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
Против такого подхода выступают крупные энергопотребители. "Это очередная попытка компании "Россети" скрыть свою неэффективность в проблемных регионах с высокими тарифами на услуги по передаче электрической энергии", - оценил предложение источник в промышленности. Наличие в этом списке Республики Тыва он назвал "абсурдным": сетевая инфраструктура региона даже не имеет технологической связи с Иркутской областью. Согласно действующим нормативно-правовым актам, установление тарифа для взаиморасчетов между сетевыми организациями возможно только в случае наличия физического перетока электрической энергии между ними.
Кроме того, для Тывы действуют особенности покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке: она осуществляется не по рыночным ценам, а по льготным регулируемым тарифам. Так, по данным "Совета рынка", в августе 2020 года средневзвешенная цена оптового рынка в Тыве составила 872 руб./МВт-ч, а нерегулируемая цена для потребителей в Иркутской области - 1558 руб./МВт-ч.
Льготу предоставляют не только генерирующие компании, но и потребители, расположенные во второй ценовой зоне оптового рынка (Сибири), которые оплачивают все инвестиционные надбавки по договорам предоставления мощности (ДПМ), резерв мощности по договорам конкурентного отбора мощности (КОМ) и выравнивание тарифов в ДФО. Потребители Иркутской области оплачивают 27-29% этих обязательств в Сибири, исходя из этого, регион уже субсидирует Тыву. Выравнивание сетевых тарифов в этих двух регионах приведет лишь к тому, что электроэнергия в Тыве будет на 25% дешевле, потребители Иркутской области должны будут дополнительно оплатить 1,2 млрд руб., рост перекрестного субсидирования в таком случае составит около 21% сверх установленной предельной величины.
Потребители считают подобные проекты дискриминационными и искажающими рыночный механизм ценообразования: риски, возникающие от непредсказуемого увеличения тарифа вследствие роста перекрестного субсидирования в сетях, снижают инвестиционную привлекательность строительства энергоемких производств в рамках Единой национальной электросети. Выравнивание сетевых тарифов, согласно этим оценкам, не позволит решить поставленную задачу привлечения энергоемких производств: еще один механизм увеличения перекрестного субсидирования приведет только к тому, что развитие промышленности станет экономически нецелесообразным ни в одном из перешедших на единый тариф регионов.
"Необходимо разбираться с причинами дороговизны электроэнергии, а не пытаться перевешивать проблему с больной головы на здоровую, размазывая неэффективность отдельных энергетиков и регуляторов по соседним регионам, - считает заместитель директора ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Дзюбенко. - Инициатива снизит прозрачность и обоснованность тарифного регулирования. Перекрестка, возникшая в результате реализации этой идеи, совершенно точно ухудшит условия для бизнеса у регионов-доноров, но отнюдь не гарантирует улучшение экономической ситуации у регионов-получателей, поскольку снижение цен на электроэнергию далеко не единственный фактор их благополучия. В итоге суммарный эффект для экономики и общества будет отрицательный - работающие производства пострадают, а новые не появятся. Этот вывод подтверждают уже существующие у нас примеры кросс-территориального субсидирования энергоцен".
Глеб Тукалин,