Правительство торопится с выбором турбины. Энергопотребители предлагают отложить и растянуть отбор проектов по установке еще не существующих энергоблоков
19 октября 2020 г.Импортозамещение в электроэнергетике идет полным ходом. Правительство поддерживает развитие отечественных технологий, позволяющих исключить зависимость промышленности от иностранных компаний, ужесточаются требования по локализации к отборам проектов строительства объектов ВИЭ-генерации, модернизации электростанций, новым газотурбинным установкам (ГТУ). В рамках данной поддержки отбор инвестпроектов по программе модернизации старых ТЭС был дополнен отбором проектов по установке отечественных инновационных газовых турбин объемом 2 ГВт в 2026-2028 годах. Этот отбор несколько раз ненадолго откладывался и сейчас назначен на 1 декабря. Однако благие намерения не всегда идут на пользу потребителям электроэнергии.
Сегодня в России нет собственных газовых турбин большой мощности. Поэтому сейчас производители разрабатывают такие установки: "Силовые машины" – ГТЭ-65 и ГТЭ-170, "Ростех" – ГТД 110М, а "Интер РАО" в совместном предприятии с американской General Electric (GE) проводит локализацию турбины 6F.03 мощностью до 88 МВт и GT13E2 мощностью до 210 МВт по лицензии GE.
Первоначально, на этапе включения в постановление правительства, увеличение стоимости программы модернизации и дополнительные расходы потребителей на строительство новых ГТУ оценивали в 145,8 млрд руб. Но этого оказалось недостаточно. Сейчас рассматривается вопрос об индексации стоимости проектов в два раза, при этом "Силовые машины", как сообщал "Коммерсант" (22.09.20), настаивают на увеличении в 2,7 раза. Для наглядности: в 2018 году компания Lahmeyer оценила стоимость строительства ГТУ на 75 МВт в 57 тыс. руб./кВт, а ГТУ на 200 МВТ – 34 тыс. руб./кВт. Конечно, разработка собственных технологий необходима, но вопрос в цене: по подсчетам потребителей энергии, они заплатят около 660 млрд руб. в течение 15 лет за 2 ГВт мощности.
Обращает на себя внимание также вопрос сроков создания отечественных ГТУ. Первые образцы ГТЭ-170 будут запущены в опытно-промышленную эксплуатацию в 2022-2023 годах, а ГТЭ-65 – с 2024-го. "Русские газовые турбины" (совместное предприятие "Интер РАО" и GE) только к 2025 году планируют локализовать турбины 6F.03 и GT13E2 на уровне 90-100%. А модель ГТД-110М планируется запустить в 2021 году.
Между тем Минэнерго обратилось в организацию "Совет рынка" с просьбой до 1 ноября с привлечением внешних консультантов провести анализ предельного CAPEX инвестиционных проектов модернизации ТЭС, предполагающих переход на парогазовый цикл. В "Совете рынка" утверждают, что роста максимальных капзатрат (70 тыс. руб. за 1 кВт) не будет, рассматривается только актуализация стоимостных ограничений на отдельные мероприятия. По какому принципу будет определяться CAPEX разрабатываемых турбин и стоимость отдельных мероприятий, пока не ясно.
В этой ситуации потребители не понимают спешки по проведению отборов. Существующие правила постоянно дорабатываются профильными ведомствами и инфраструктурными организациями оптового рынка, что уже в четвертый раз послужило причиной переноса проведения отборов проектов модернизации электростанции. Между тем если отложить отбор до появления самих турбин (например, 2023 год), то тогда будет понятна реальная их стоимость (которая к тому же не должна превышать в разы стоимость зарубежных аналогов).
Возникают сомнения и в необходимости проведения отдельных отборов по отечественным ГТУ. "При избытке мощности в энергосистеме в размере около 40-50 ГВт квоту по газовым турбинам целесообразно включить в действующие отборы проектов по модернизации ТЭС, тем более что правила проведения отборов это позволяют", – считает начальник департамента развития оптового рынка ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Михаил Бирюков.
Кроме того, разовый трехлетний отбор снижает конкурентность и увеличит цену реализуемых проектов. Ведь генерирующие компании, подавшие высокую ценовую заявку по своим объектам и не прошедшие отбор в первом году, могли бы пересмотреть стратегию и снизить цену в следующем отборе. "Залповый отбор ограничивает возможности для конкуренции и не позволяет минимизировать тарифную нагрузку потребителей", – констатирует Михаил Бирюков.
Ярослав Вилков,
Независимая газета, 19.10.2020