Неслыханное бамство
5 октября 2020 г.Как стало известно "Ъ", за электросетевую инфраструктуру второй очереди расширения БАМа и Транссиба предложили заплатить всей промышленности. Для этого Минэнерго предлагает с июля 2021 по 2025 год поднимать тарифы для потребителей Федеральной сетевой компании (ФСК, управляет магистральными сетями) дополнительно на 0,6% в год, для распределительных сетей – на 0,2% в год. По оценкам аналитиков, нагрузка на оптовый рынок может вырасти совокупно на 40 млрд руб. Участники рынка возмущены и просят переложить расходы на бенефициаров программы расширения Восточного полигона – прежде всего угольщиков. Альтернативный вариант – бюджетная субсидия на 134 млрд руб., но шансы на ее получение малы.
Министр энергетики Александр Новак предложил финансировать строительство энергетической инфраструктуры для второго этапа расширения провозной способности Восточного полигона железных дорог до 182 млн тонн к 2024 году из инвестпрограммы "Россетей". Это следует из протокола совещания у первого вице-премьера Андрея Белоусова от 25 сентября (есть у "Ъ"). А чтобы собрать на это средства, министерство предлагает с 1 июня 2021 года дополнительно поднять тариф на передачу энергии для прямых потребителей ФСК (принадежит "Россетям") на 0,6% в год. А для не относящихся к населению потребителей распредсетей, чтобы компенсировать рост тарифа ФСК,– на 0,2% в год. По оценке Владимира Скляра из "ВТБ Капитала", суммарно за 2021-2025 годы рост сетевого тарифа может увеличить нагрузку на рынок на 40 млрд руб.
Минэкономики и ФАС поручено до 15 октября проанализировать возможность введения такой целевой надбавки до 2025 года включительно. В Минэкономики "Ъ" не ответили, в ФАС сообщили, что служба проводит анализ. В Минэнерго и секретариате господина Белоусова предложение не комментировали. В "Россетях" сообщили, что не будут комментировать варианты источников финансирования мероприятий до окончательного решения регуляторов.
Но он не приведет к существенному ухудшению финансового положения компании, долговая нагрузка главного исполнителя мероприятий – ФСК – останется низкой, не превысив 2,9-3,0 долг/EBITDA.
Но этого не хватит для того, чтобы полностью профинансировать стройку. Стоимость строительства новых подстанций и магистральных сетей оценивается в 184,73 млрд руб. Как писал "Ъ" 19 августа, "Россети" запросили у правительства бюджетную субсидию на 134 млрд руб. Но как говорят несколько собеседников "Ъ", хотя ответ правительства еще не получен, шансы на выделение субсидии крайне малы. Как отмечает источник "Ъ", ФСК может занять деньги на рынке. По оценке Владимира Скляра, долг компании может вырасти еще на 230 млрд руб. при условии сохранения уровня долг/EBITDA не выше 3. Долг ФСК на конец 2019 года – 176,8 млрд руб., или 1,3 EBITDA.
Вопрос внешнего энергоснабжения БАМа также обсуждался на заседании рабочей группы Госсовета 22 сентября, где отмечалось, что ведомства совместно с ОАО РЖД и "Россетями" подготовили перечень объектов электросетевого хозяйства для тяговых подстанций второго этапа. Источники финансирования этих мероприятий не определены, говорилось в протоколе заседания.
О необходимости синхронизации строительства подстанций и железнодорожной инфраструктуры на заседании говорил первый заместитель гендиректора ОАО РЖД Вадим Михайлов, рассказывает источник "Ъ". Господин Михайлов, в частности, сообщил, что 7 сентября в монополию поступало от "Россетей" письмо, в котором предлагалось сдвинуть сроки окончания работ по целому ряду объектов внешнего электросетевого комплекса второй очереди на 2026-2027 годы. При этом, по приводившимся в выступлении данным со ссылкой на заключение института "Трансэлектропроект", по второй очереди есть потребность в электрической мощности на 2025 год в объеме 825 МВт, в том числе 525 МВт на участке Тайшет- Лена-Таксимо БАМа и 300 МВт на участке Петровский завод-Карымская-Архара Транссиба. В ОАО РЖД комментариев не дали. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит: Минэнерго заверило, что сдвигов по объектам "Россетей" не будет.
В "Сообществе потребителей энергии" считают, что поскольку магистраль расширяется преимущественно ради увеличения угольного экспорта частных компаний, которое между тем не гарантировано, было бы логично "распределить большую часть финансовой нагрузки на бенефициаров, а не размазывать ровным слоем на всю страну".
Хотя расширение Восточного полигона – стратегически важный государственный проект, говорит он, у него есть конкретные выгодоприобретатели. Гораздо более правильным, полагает эксперт, было бы профинансировать строительство энергообъектов за счет прямых субсидий, возместив их за счет выгодоприобретателей. Более того, такое решение создаст неприятный прецедент в контексте грядущего роста инвестпрограммы ОАО РЖД: промпотребителям могут предложить заплатить за электрификацию ВСМ или Южного кластера, которые к ним вообще не имеют никакого отношения, полагает господин Бурмистров.
Татьяна Дятел, Наталья Скорлыгина,