Бразды надбавления

29 сентября 2020 г.

Доплаты выталкивают генерирующие компании с оптового энергорынка.

Генерирующие компании массово уходят с оптового энергорынка из-за множества нерыночных механизмов. Как выяснил “Ъ”, за последние пять лет 49 электростанций суммарной мощностью 1,2 ГВт решили торговать электроэнергией на розничном рынке — напрямую с потребителем или сбытовой компанией. Таким способом ТЭС может вчетверо увеличить доход, отмечают эксперты, а прямой покупатель — сэкономить до 10% от стоимости электроэнергии. Остановить уход генерации могут только специальные ограничения, говорят участники рынка.

Оптовый энергорынок теряет привлекательность для генерирующих компаний. С 2015 года в розничный сегмент ушли 49 электростанций суммарной установленной мощностью 1,25 ГВт, сообщили “Ъ” в «Совете рынка» (регулятор энергорынков). По правилам с опта на розницу могут перейти станции мощностью не более 25 МВт, а крупным объектам это запрещено. Как отмечают в «Совете рынка», переход происходит по экономическим причинам, поскольку условия работы на розничном рынке для некоторых станций оказываются более привлекательными.

Стоимость электроэнергии на оптовом рынке складывается из двух составляющих — мощности (готовность к работе) и электроэнергии (реально выработанные киловатт-часы). У большинства ТЭС платеж за мощность формируется через механизм конкурентного отбора мощности (КОМ). Однако часть станций получает еще и разные доплаты: надбавку по программе договоров на поставку мощности (ДПМ, гарантирует возврат инвестиций в строительство объекта), для снижения энерготарифов на Дальнем Востоке, строительства новой генерации в Калининградской области и Крыму. Из-за роста числа надбавок средняя одноставочная цена оптового рынка постоянно растет: за январь—июль текущего года она составляла 2,5 тыс. руб. за 1 МВт•ч в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) и 1,8 тыс. руб. за 1 МВт•ч во второй ценовой зоне (Сибирь), согласно отчету «Совета рынка» (есть у “Ъ”).

На розничном рынке цена формируется по-другому.

Электростанция мощностью менее 25 МВт продает электроэнергию конкретному потребителю, гарантирующему поставщику (ГП) или энергосбытовой компании (ЭСК). Причем договорная цена не может быть выше одноставочной цены оптового рынка.

Если станция получает только платеж по КОМ, но не получает других доплат за мощность, то ей становится выгоднее договориться с потребителем напрямую. Кроме того, у производителей электроэнергии на розничном рынке отсутствуют требования по поддержанию оборудования в работоспособном состоянии, а также нет необходимости проходить процедуру отбора мощности, добавляют в «Совете рынка». Некоторые генераторы специально снижают мощность своих станций, чтобы уйти на розничный рынок.

В Совете производителей энергии (СПЭ, объединяет генкомпании) заявили “Ъ”, что на розничный рынок в первую очередь уходят объекты, которые не могут конкурировать с высокоэффективной генерацией на оптовом рынке. В СПЭ считают, что необходимо поднимать вопрос о доработке моделей оптового и розничного энергорынков, в том числе через развитие института свободных двусторонних договоров, выравнивание условий функционирования распределенной генерации и генерации оптового рынка. В Ассоциации ГП и ЭСК соглашаются, что без введения специальных ограничений тренд на уход генерации с оптового энергорынка будет продолжаться.

«Учитывая стилистику инициатив по введению оплаты сетевого резерва и дифференциации тарифа ФСК, не исключаем, что вместо ликвидации нерыночных надбавок для восстановления привлекательности оптового рынка могут появиться предложения о рестрикциях и надбавках для розничной генерации»,— говорят в «Сообществе потребителей энергии» (объединяет промышленных потребителей электроэнергии).

Розничный сегмент более интересен для генераторов: они получают возможность продать мощность в четыре раза дороже, чем на оптовом рынке, а также избавиться от невыгодных обязательств по регулируемым договорам (РД, договоры на продажу мощности и электроэнергии населению по сниженным ценам), говорит партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев. Причем прямой покупатель получит от такого генератора цену ниже на 5–10%, чем от ГП, продолжает он. Но для потребителей, покупающих электроэнергию и мощность с оптового рынка, исход генерации в розничный сегмент будет означать повышение конечных цен. По оценкам Алексея Жихарева, дополнительные 1,2 ГВт в рознице повышают совокупную нагрузку для таких потребителей более чем на 10 млрд руб. в год.

Полина Смертина,

Коммерсант, 29.09.2020

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?