Дальневосточные энергосубсидии будут пересмотрены

2 сентября 2020 г.

В правительстве рассматривают вопрос о продлении до 2028 года механизма выравнивания энергоцен на Дальнем Востоке за счет потребителей в остальной части страны. В ближайшее время проект закона должен поступить в Госдуму.

Данный механизм представляет собой одну из форм межтерриториального перекрестного субсидирования: выравнивание оплачивается потребителями ценовых зон оптового рынка - Европейской части РоссииУрала и Сибири. Объемы надбавок растут: в 2017 году - 24 млрд руб., в 2018 году - 35 млрд руб., в 2019 году - 32 млрд руб., в 2020 году - 37,6 млрд руб. В стоимости электроэнергии для потребителей ценовых зон эти надбавки составляют 3%.

По словам заместителя директора ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерия Дзюбенко, средства расходуются неэффективно. Программа поддержки не является адресной и распространяется на всех, в том числе, например, компании, которые не нуждаются в дополнительной финансовой поддержке. Рост энергопотребления на Дальнем Востоке в основном связан с проектами, которые начали реализовываться еще до введения скидок и в них не нуждались, а количество возникших новых предприятий сопоставимо с количеством закрытых. Партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев отмечает, что сейчас цены в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), снижаемые до среднероссийского уровня, в результате становятся ниже, чем в некоторых регионах остальной части страны, потребители которых, тем не менее, тоже платят эту надбавку.

Полностью отказаться от межтерриториального субсидирования и финансировать программу целиком из бюджета правительство пока не решается. Но необходимость пересмотра критериев поддержки очевидна. Новый законопроект как раз предусматривает адресность этой поддержки. Заодно в нем обозначен горизонт субсидирования - 2028 год. Изложенные в документе позиции согласованы МинэнергоМинэкономразвитияФАС и поддержаны премьер-министром Михаилом Мишустиным во время его недавней поездки по Дальнему Востоку.

Предполагается, что неизменными до 2028 года энерготарифы останутся для малого и среднего бизнеса, потребителей, которые работают на территории опережающего развития (ТОР) и Свободном порту Владивосток, а также на других территориях, перечень которых позже утвердит правительство РФ. Для бюджетных организаций и организаций ЖКХ произойдет поэтапное доведение тарифа до экономически обоснованного в течении 5 лет - оплату скидки переложат на бюджет. А для крупных промышленных потребителей и организаций ТЭК субсидия будет постепенно отменена в течении 3 лет.

Что интересно, ФАС России как бы в продолжение рассматриваемого законопроекта разместила проект постановления правительства РФ, согласно которому определять надбавку на выравнивание тарифов в ДФО до среднероссийского уровня предлагается не путем индексации параметров 2016 года, а исходя из предельных максимальных тарифов на электроэнергию на планируемый период. В расчете не будут учитываться объемы потребления бюджетными потребителями, предприятиями сферы ЖКХ, организациями ТЭКа и сферы драгоценных металлов и драгоценных камней, которые определяются на основании данных статистической отчетности. Также из расчета базового уровня тарифов предлагается исключить объемы электроэнергии, отпускаемой потребителям из Единой национальной электрической сети (ЕНЭС), то есть от электросетей высокого напряжения и на генераторном напряжении. Принятие данного изменения, безусловно, должно привести к снижению нагрузки на потребителей ценовых зон оптового рынка от межтерриториального субсидирования Дальнего Востока.

Несколько важных уточнений к этой позиции в ходе экспертного совещания, организованного Комитетом Госдумы по энергетике, предложили энергопотребители ценовых зон. Одно из предложений - четко зафиксировать, что после 2028 года надбавка оптового рынка будет отменена или заменена бюджетной дотацией, чтобы льгота не была бесконечно продлеваемой. Поэтапность отмены субсидии предлагается прописать более конкретно, предусмотрев ежегодное сокращение субсидии на 1/5 для потребителей, которые будут переходить на экономически обоснованный тариф в течение 5 лет, и на 1/3 - для потребителей с 3-летним сроком отмены субсидирования. Это необходимо, чтобы субсидируемые группы и бюджет привыкли к новым правилам.

Кроме того, получатели субсидий, согласно этой позиции, должны соответствовать двум критериям. Если льгота им предоставляется для реализации инвестпроекта - необходимо контролировать ход его выполнения и в случае нарушений оценить дальнейшую целесообразность субсидирования. А второй критерий - отсутствие задолженности по оплате электроэнергии и мощности: вряд ли уместно давать скидку тем, кто не платит по энергосчетам на 100%.

Еще одна инициатива - в ежегодном формате проводить оценку полезности дальневосточной надбавки, приводит ли она к значимым эффектам. Кстати, в мае "Совету рынка" было дано поручение проанализировать эффективность нынешней программы поддержки, но результаты будут только в сентябре-октябре - получается, новая программа планируется без соответствующей оценки действующей. Между тем такую оценку целесообразно проводить ежегодно.

Наконец, одно из главных предложений - установить в законе предельную величину всех форм перекрестного субсидирования, оплачиваемого потребителями оптового рынка для поддержки Дальнего Востока. Потому что помимо существующей надбавки их планируется нагрузить отдельно еще и оплатой модернизации дальневосточных ТЭС. Если этого не предусмотреть - ежегодные скачки цены могут стать непредвиденными и болезненными. В целом реализацию таких программ, предполагающих перекладывание затрат на оптовый рынок, до полного завершения программы выравнивания энергоцен потребители ценовых зон считают нецелесообразными.

Глеб Тукалин,

Независимая газета, 01.09.2020

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?