Энергетиков просят умерить аппетиты

14 июля 2020 г.

Восстановление экономики требует сдерживания цен на электроэнергию для промышленности.

Промышленные потребители энергии, пострадавшие из-за мирового коронакризиса, разработали комплекс мер по снижению темпов роста энергоцен. Среди главных предложений - ввести мораторий на любые регуляторные изменения, ведущие к росту конечной стоимости электроэнергии, заморозить сетевые тарифы на три года, вдвое снизить уровень оплачиваемой мощности до конца 2020 года. На надежности работы энергосистемы и устойчивости положения сетевых и генерирующих компаний это не скажется, а отсутствие таких шагов сделает восстановление экономики после спада более затяжным, уверены энергопотребители.

Пандемия и последовавший мировой экономический кризис привели к падению спроса на всю промышленную продукцию, традиционно поставляемую Россией на внешние рынки, и усугубили тренд снижения промышленного электропотребления. Потребители бьют тревогу на всех площадках, где проходит обсуждение последствий коронакризиса для электроэнергетики. Так, 2 июля влиянию роста энергоцен на промышленность целиком было посвящено заседание комиссии РСПП по электроэнергетике. Поднимался вопрос и на прошедшем 9 июля круглом столе комитета Госдумы по энергетике. Правда, там дискуссия по этой теме получилась скомканной: единственному представителю энергопотребителей дали на выступление несколько секунд самым последним, в конце более чем трехчасового обсуждения. Тем самым, возможно, неумышленно показав, какую небольшую значимость придают проблемам промышленных потребителей энергии.

Между тем только на думской экспертной дискуссии проблемы поднимались немалые. Замминистра энергетики Евгений Грабчак привел данные: с начала года потребление энергии снизилось практически на 2,4% относительно аналогичного периода прошлого года. С 30 марта снижение с учетом температурного фактора составило порядка 4,7%, результаты июня "тоже не совсем порадовали - минус 3,8%", сообщил чиновник.

С прогнозами ситуация неоднозначная. Замминистра был оптимистичен, ожидая выход на докризисный уровень энергопотребления к концу года. На это рассчитывают и генераторы, объясняя свой оптимизм опытом быстрого восстановления спроса после кризиса 2009 года. На этом основании производители энергии призывают продолжить инвестиционный цикл в отрасли.

Однако, судя по другим выступлениям, этот оптимизм вряд ли обоснован. Так, замдиректора по управлению развитием ЕЭС "Системного оператора" Денис Пилениекс уточнил: общее снижение потребления по итогам 2020 года составит 2,1%, а восстановление до уровня, чуть превышающего 2019 год, можно прогнозировать только к концу 2021 года. Дело в том, что все предприятия очень по-разному проходят кризис. Больше всего пострадали нефтегазовая отрасль, металлургия, химическая промышленность, электрифицированный железнодорожный транспорт. Например, Магнитогорский металлургический комбинат показал снижение потребления почти на 16%, а пермский филиал корпорации "Ависма" - сразу на 47,6%.

Ожидаемые минус 2,1% по итогам года - это средняя температура по больнице, согласился председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный: в отдельных отраслях ситуация гораздо хуже, что необходимо учитывать. При этом спрос на энергию - это драйвер развития экономики: как он меняется, так меняются и темпы роста экономики, подчеркнул депутат. В этом контексте примечательно прозвучали приведенные на заседании оценки и прогнозы ВВП, сделанные МинэкономразвитияБанком России, международными финансовыми организациями: в апреле - спад на 12%, в мае - на 11%, по итогам года - на 5-7%, в 2021 году спад вряд ли будет преодолен, возможно, это реалистичная задача на 2022 год.

Павел Завальный полностью согласился с идеей потребителей о том, что в этой ситуации необходимо бороться с перекрестным субсидированием населения в тарифе на передачу электроэнергии, что позволило бы простимулировать промышленность и решить самые застарелые проблемы в электроэнергетике. "Вы знаете, какой я враг перекрестки", - подчеркнул глава комитета.

Подробнее идеи по сетевым тарифам потребители изложили ранее на заседании комиссии РСПП по электроэнергетике. Речь идет о заморозке тарифа на передачу электроэнергии для сетевых компаний на фоне обсуждений о включении в него затрат на приобретение новых активов и иных регуляторных новаций, сообщил директор по работе с естественными монополиями РУСАЛа Максим Балашов. "Сейчас Министерство энергетики поддерживает включение в тариф на передачу затрат на консолидацию сетей, недавно обсуждалась опять тема по цифровизации, которая сейчас стоит 1,3 трлн руб., что явно приведет к росту тарифов на передачу - включение "умных счетчиков" в тариф на передачу увеличивает перекрестное субсидирование населения", - отметил Балашов.

"В связи с этим у меня предложение: серьезно рассмотреть вопрос о заморозке тарифов на передачу на три года. Те затраты, которые нужно сейчас нести сетевым компаниям в борьбе с коронавирусом, можно в том числе и за счет инвестиций, и за счет оптимизации операционных издержек сократить", - сказал представитель РУСАЛа. Средств на это у сетевиков, очевидно, достаточно: как известно, по итогам 2019 года "Россети" получили 105 млрд руб. чистой прибыли и решили выплатить рекордные дивиденды (см. "НГ" от 18.06.20 https://www.ng.ru/economics/2020-06-17/100_175217062020.html ).

В Минэнерго выступили ожидаемо против, но контраргумент выдвинули довольно неожиданный. "Когда коллеги предлагают заморозить тарифы на три года - мы тоже готовы заморозить цены на металлы на три года. Определите, какой вид продукции вы готовы заморозить или снизить на 50%", - сказал директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго Павел Сниккарс. Это любопытное замечание, показывающее, что чиновник, вероятно, не вполне понимает особенности ценообразования, действующие в отношении продукции РУСАЛакомпания не может свободно определять цены на выпускаемые товары - они формируются в соответствии с предписанием Федеральной антимонопольной службы, выпущенным в 2007 году, когда создавалась "Объединенная компания РУСАЛ". Согласно этому документу, цены на первичный алюминий зависят от котировок на металл на Лондонской бирже металлов (LME) и региональных премий, уменьшенных на транспортные расходы. Значение обеих составляющих определяется состоянием мирового рынка металла без учета собственных затрат на производство. И последние несколько лет котировки LME и премии имеют тенденцию значительного снижения, а затраты на производство постоянно растут, в том числе цены на электроэнергию и мощность, которые занимают существенную долю в себестоимости алюминия.

Еще одна крупнейшая проблема энергопотребителей - ситуация на рынке мощности. В апреле 2020 года сокращение объема потребления мощности составило около 14% относительно марта 2020 года (10% год к году), в мае 2020 года нагрузка снизилась еще на 10% по отношению к апрелю (10% год к году). Это может привести к росту цены на мощность для потребителей на 16-17% (правила рынка таковы, что при падении потребления цена растет).

В ассоциации "Сообществе потребителей энергии" предлагают в этих условиях на 50% снизить уровень оплачиваемой мощности до конца 2020 года, ввести мораторий на любые регуляторные изменения, приводящие к росту конечной цены электроэнергии для потребителей, пересчитать прогноз конечной цены электроэнергии в сравнении с инфляцией и сократить ранее запланированные инвестиции в электроэнергетике.

В качестве примеров решений, необходимых для сдерживания роста затрат на энергоснабжение предприятий и поддержки экономики, в ассоциации называют, в частности, сглаживание платежей за мощность по договорам предоставления мощности (ДПМ) - продление сроков поставки с 20 до 45-50 лет и снижение уровня доходности. Надбавки и субсидии оптового рынка, оплачиваемые в цене на мощность для Дальнего ВостокаКрымаКалининградской области, предлагается перевести на бюджетное финансирование. Еще одна инициатива - оптимизация расходов электросетевых организаций, сокращение объемов и стоимости инвестпрограмм, перенос сроков реализации ряда инвестпроектов. Промышленность также выступает за перенос дальнейших отборов проектов модернизации ТЭС, строительства объектов возобновляемой (ВИЭ) и мусорной (ТБО) генерации.

Текущий экономический спад может оказаться затяжным, если не предпринимать энергичных мер по восстановлению экономики, значительную часть которой составляет энергоемкая промышленность, отметил "НГ" заместитель директора ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Дзюбенко: "Однако правила российского энергорынка устроены так, что в период снижения энергопотребления цена электроэнергии не снижается, как в других странах, а наоборот, увеличивается. Это связано с тем, что платеж потребителей энергии за содержание электростанций, включая затраты на их обновление, остается плановым, неизменным и распределяется на меньшее число потребляемых киловатт. В итоге страдают предприятия, которые продолжают работать, пытаются сохранить рабочие места - даже при снижении электропотребления их платеж за энергоснабжение из-за скачка цен на мощность уменьшается совсем незначительно".

"В этой ситуации вместо того, чтобы тратить на поддержку предприятий далеко не бездонные средства бюджета, есть возможность умерить аппетиты энергетиков, причем без какого-либо ущерба для надежного функционирования энергосистемы, - уверен Валерий Дзюбенко. - Отрасль переинвестирована, потребители платят существенно больше, чем требуется, оплачивая в том числе содержание колоссальных избытков мощности электростанций. Так, например, доля платежей потребителей на обновление электростанций достигла 33% в выручке генерирующих компаний на энергорынке, что существенно превышает целевой уровень инвестиций для отраслей экономики, определенный правительством России в размере 25%".

За последние годы через договоры о предоставлении мощности и иные надбавки к цене мощности потребители заплатили энергетикам на строительство и обновление 40 ГВт электростанций более 2 трлн руб., подсчитали в "Сообществе потребителей энергии". "Потребители продолжали оплачивать строительство этих мощностей, несмотря на сложные периоды в экономике, включая кризис 2014 года, и теперь, когда уже все энергоблоки построены, настала пора для энергетиков предоставить возможность потребителям воспользоваться своими вложениями, чтобы предприятия могли "вздохнуть" и продержаться в сложный период. Энергетики заинтересованы в скорейшем восстановлении потребления и поэтому могли бы сделать шаг назад, чтобы после восстановления экономики и промышленного производства сделать несколько шагов вперед", - предлагает Валерий Дзюбенко.

Глеб Тукалин,

Независимая газета, 14.07.2020

Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?