Переживут ли энергопотребители цифровую трансформацию "Россетей".

23 июня 2020 г.

В нынешних экономических условиях планы госкомпании представляют угрозу для восстановления промышленности.

С 1 июля в России заработает закон, обязывающий сетевые организации и гарантирующих поставщиков устанавливать интеллектуальные системы учета потребления электроэнергии. Предполагается, что переход к "умным счетчикам" позволит снизить потери в сетях и экономить ресурсы. Этот процесс - часть масштабной программы цифровой трансформации "Россетей" объемом 1,3 трлн руб., рассчитанной до 2030 года. Сетям разрешили финансировать расходы через включение затрат в тариф для энергопотребителей. Но для последних это может стать непосильным бременем, притом что экономические эффекты от программы сомнительны.

Новым пиар-аргументом, обосновывающим необходимость цифровизации, стала пандемия коронавируса, для борьбы с которой принимались серьезнейшие организационные ограничения, в частности, перевод сотрудников на удаленную работу. Этот тезис был хорошо заметен в выступлениях на недавней конференции "Энергетика во время и после COVID-19". "Пройти пик пандемии с наименьшими потерями нам помог высокий уровень развития дистанционных сервисов обслуживания. Сегодня мы понимаем безальтернативность этого пути, как и ускорения процессов цифровой трансформации электроэнергетики, - заявил замминистра энергетики Юрий Маневич. - Создание систем интеллектуального учета позволит снизить потери электроэнергии, операционные затраты энергокомпаний, обеспечит возможность дистанционного сбора показаний об объемах потребления электроэнергии, что крайне важно в текущих реалиях".

Внедрение цифровых технологий позволило пройти пандемию без снижения эффективности, сказал генеральный директор "Россетей" Павел Ливинский: "Когда про цифровую трансформацию мы начинали говорить 2,5 года назад, многие удивлялись: зачем, какая суть, что это дает? Сегодня уже все видят, что это процесс, который носит необратимый характер. В условиях таких вызовов, как пандемия, с чем никогда раньше не сталкивались, с ее влиянием на экономику, только возможности по дистанционным, цифровым сервисам позволяют сохранить управляемость, повысить эффективность за счет оптимизации бизнес-процессов и повышения производительности труда, и выйти из кризисных ситуаций более сильными". "Мы должны идти на шаг впереди с нашими цифровыми решениями", - подчеркнул Ливинский.

Однако многочисленные проблемы с внедрением "умных счетчиков" никуда не делись. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев, например, заметил: "У сбытовых организаций нет комплексного понимания эффектов выполнения закона об интеллектуальных приборах учета. Мы поддерживаем для сбытов перенос срока вступления закона на 2023 год". Правда, говоря об установке "умных счетчиков" сетевыми организациями, которое будет происходить за счет тарифа для потребителей, он высказался уже иначе: "Россети" видят большие эффекты для себя как по OPEX, так и по CAPEX. Законодательством прошлого года мы предусмотрели возможность сохранения этих эффектов в тарифе на горизонте 10 лет. Ожидаем, что по истечению этого времени будет снижение конечных тарифов для потребителей".

Между тем ссылки на пандемию, используемые для обоснования необходимости цифровизации, - обоюдоострый аргумент. Экономический кризис, к которому привели введенные из-за эпидемии ограничения, крайне оcложнил положение энергопотребителей, а ведь именно им через тариф приходится оплачивать цифровую трансформацию сетей. По прогнозам, в этом году ВВП упадет на 5%, докризисные темпы развития будут восстановлены только к концу 2022 года. Промышленное электропотребление в апреле упало на 16% относительно марта и на 11% относительно аналогичного периода 2019 года. Вслед за этим взлетела цена на мощность для оставшихся платежеспособных потребителей, что, по экспертным оценкам, дополнительно увеличит цену покупки электроэнергии на 6-8% сверх инфляции (см. "НГ" от 02.06.20).

В этих условиях дополнительно нагружать энергопотребителей, в первую очередь энергоемких, платежами на цифровизацию сетей - как минимум сомнительная идея. Однако эти негативные эффекты игнорируются. Но что произойдет, если в и без того растущие двузначными темпами сетевые тарифы добавить еще и расходы сетей на цифровую трансформацию? Если исходить из того, что затраты будут включаться в необходимую валовую выручку сетей ровным графиком до 2030 года по 130 млрд руб. в год, то в 2021 году дополнительный прирост к базовому тарифу 2021 года (без затрат на цифровизацию) составит около 15,5%, относительно величины тарифа 2020 года - более 31%. В сложившихся тяжелых экономических условиях дополнительная нагрузка будет являться непосильным бременем, способствующим дальнейшему сокращению потребления и циклическому росту тарифов для выживших.

Проблемы проекта цифровой трансформации "Россетей" не только в этом. Компания охотно рассказывает о том, к каким эффектам он приведет к 2030 году: снижение CAPEX на 15%, OPEX - на 30%, повышение качества и надежности электроснабжения, сдерживание темпов роста тарифов и многое другое. Однако цифровизация в компании идет уже не первый год, а информация о промежуточных итогах довольно скупая.

Так, установка систем интеллектуального учета потребления электроэнергии несколько лет проводилась в пилотных регионах - КалининградскойТульской и Ярославской областях. Осенью 2018 года Ливинский сообщал, что "на примере "Тулаэнерго" снижение потерь составило 15,3%, в "Янтарьэнерго" - 12,5%", признав "определенные задержки по Ярославской области". А вот что сообщала в прошлом году Счетная палата РФ: "Сроки реализации проекта затянулись: вместо 1 года более 3 лет. Из трех пилотных регионов в промышленную эксплуатацию введены объекты в Тульской и Калининградской областяхВ Ярославской области работы прекращены в 2016 году, и вопрос дальнейшей реализации проекта в данном регионе пока не решен. Кроме того, надежность приборов учета электроэнергии не в полной мере соответствуют требованиям технического задания".

А к каким экономическим эффектам приведет установка "умных" счетчиков? В конце прошлого года в Минэкономразвития призывали еще раз критично оценить подходы, отраженные в соответствующем законе, и отложить его вступление. "Если ничего не делать сейчас, это приведет либо к росту перекрестного субсидирования, либо к росту выпадающих доходов сетевых организаций", - заявлял заместитель директора департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития Андрей Габов.

По оценкам министерства, установка "умных" счетчиков обойдется гарантирующим поставщикам в 509 млрд руб., сетевым компаниям - в 599 млрд руб. Согласно представленным подсчетам, при полном переходе на эталоны в 2020 году и включении амортизации приборов учета реализация программы приведет к росту выпадающих доходов сетевых организаций на 16,5 млрд руб. К концу реализации мероприятий в 2035 году выпадающие доходы достигнут 51,9 млрд руб. В случае фиксации сбытовой надбавки на уровне 2019 года и финансирования расходов на интеллектуальный учет за счет амортизации и инвестиционных программ выпадающие доходы составят от 15 до 16 млрд руб. ежегодно в 2020-2035 годах. "Сейчас все эффекты у нас посчитаны исходя из стоимости приборов учета 6,5 тыс. руб. для многоквартирных домов, 9,5 тыс. руб. - для других потребителей. Если мы сократим стоимость приборов учета в два раза, то выпадающих доходов сетевых компаний можно избежать", - говорил Габов.

"Мировой опыт показывает, что расширение функционала систем учета приносит пользу только при соблюдении ряда условий, - отмечает начальник департамента развития розничного рынка и сетей ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Жихарев. - Во-первых, когда требуется интеграция значительного объема распределенной генерации, преимущественно на возобновляемых источниках. Во-вторых, когда применение такого учета позволяет управлять режимами сети в формате онлайн, сглаживать пики потребления мощности и тем самым снижать дополнительные расходы на сетевое строительство. То есть установка и использование таких систем должны быть не поголовными, а адресными, целевыми. Те, программы, которые были реализованы за рубежом без соблюдения этих условий, с треском провалились. Поскольку в России наличие и соблюдение перечисленных условий не просматривается, очевидно, что затраты окажутся напрасными. А спустя какое-то время, когда подобные условия все же созреют, установленное ранее оборудование уже морально и физически устареет и потребуются новые затраты для его замены на более современное".

По словам эксперта, другой негативный аспект заключается в том, что закрепление функции учета и соответствующего оборудования за конкретными поставщиками и сетевой монополией создает барьеры для развития конкуренции и будет заметно мешать потребителям при смене поставщика электроэнергии. "Еще одна проблема проекта состоит в том, что те потребители, которые уже установили за свой счет современные системы учета электроэнергии, например, квалифицированные оптовые потребители энергии, будут оплачивать в сетевом тарифе расходы на установку приборов учета у других потребителей, - добавил он. - То есть проект расширяет перекрестное субсидирование, хотя у нас вроде как принято с ним бороться и всячески искоренять его новые виды".

"Под вывеской цифровой трансформации предлагается потратить сотни миллиардов на поголовную установку систем учета электрической энергии. По нашим оценкам, реализация предлагаемой сетями программы "цифровой трансформации" стоимостью около 1,3 трлн руб. в течение 10 лет будет стоить до 15% ежегодного прироста сетевых тарифов. При этом заранее известно, что деньги будут освоены, но эта кампанейщина не даст окупаемых эффектов ни для потребителей, ни для энергосистемы", - уверен Валерий Жихарев.

Ярослав Вилков,
Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?