Ленинградская АЭС уходит на больничный
18 мая 2020 г."Росатом" переносит запуск нового блока из-за коронавируса
Как выяснил "Ъ", из-за пандемии "Росатом" может задержать запуск второго энергоблока Ленинградской АЭС-2 на два месяца. Причина - экстренный отъезд из России иностранных специалистов, монтирующих французские дизель-генераторы на станции. "Росатом" считает происшедшее форс-мажором и просит освободить его от штрафа за срыв обязательств по поставке мощности. Против отмены штрафа выступают промышленные потребители электроэнергии, оценивая его объем в 360 млн руб.
Наблюдательный совет "Совета рынка" (регулятор энергорынков) 25 мая рассмотрит вопрос сдвига сроков запуска второго энергоблока Ленинградской АЭС-2 (ЛАЭС-2, мощность 1,2 ГВт) из-за форс-мажора, следует из повестки заседания совета ("Ъ" ознакомился с документом). Начало поставки мощности предлагается перенести на два месяца, новая дата - 1 апреля 2021 года. Как пояснили "Ъ" в "Совете рынка", вопрос заявлен концерном "Росэнергоатом" (РЭА, входит в "Росатом", владеет российскими АЭС), эксперты регулятора изучают представленные документы.
Энергоблок ЛАЭС-2 строится по договору поставки мощности (ДПМ АЭС, гарантирует возврат инвестиций за счет повышенных платежей оптового энергорынка), за срывы сроков предусмотрены штрафные санкции.
Однако из-за форс-мажора РЭА просит освободить компанию от уплаты неустойки за февраль и март 2021 года, следует из документа. Совокупный объем штрафа за два месяца - около 360 млн руб., подсчитали в "Сообществе потребителей энергии" (объединяет промышленные предприятия).
Обстоятельства непреодолимой силы возникли в период с 15 марта по 30 апреля, отмечается в проекте протокола заседания. Форс-мажор произошел из-за ограничений, связанных с распространением COVID-19, пояснили "Ъ" в РЭА. На стройплощадке ЛАЭС-2 работали специалисты французской фирмы MAN, осуществлявшие шефмонтаж дизель-генераторов. В марте начали массово закрывать границы и отменять международные рейсы, в результате французские специалисты были вынуждены покинуть Россию и экстренно вернуться во Францию, говорят в РЭА.
Работы по монтажу установок были приостановлены, при этом монтаж дизель-генераторов - этап работ, предшествующий пусковым операциям на энергоблоке.
В результате переговоров с французской стороной, а также организации максимально безопасных условий на стройплощадке, сводящих к минимуму возможность инфицирования специалистов, удалось организовать возвращение представителей компании MAN.
"С конца апреля работы по монтажу дизель-генераторов возобновились. Естественно, возникла задержка в реализации проекта около двух месяцев",- рассказывает представитель РЭА. Ситуация носит независящий от концерна характер форс-мажора, подчеркивают там.
Против освобождения РЭА от штрафов выступает бизнес. "Остается только сожалеть, что такой мощный технологический гигант, уже имея годовую отсрочку, вместо уплаты вполне посильных штрафов обращается за новой отсрочкой",- сообщили "Ъ" в "Сообществе потребителей энергии". В Минэнерго не ответили на запрос "Ъ".
Запуск второго энергоблока ЛАЭС-2 ранее уже был отложен на год (на февраль 2021 года) в рамках предусмотренного контрактом нештрафуемого периода, в результате чего РЭА потеряет один год оплаты по ДПМ. Перенести срок ввода предлагалось в том числе для сдерживания роста цен на электроэнергию выше инфляции (см. "Ъ" от 29 августа 2019 года). Стоимость второго энергоблока ЛАЭС-2, по данным "Ъ", составляет около 103 млрд руб., и перенос его ввода на год должен был снизить цену на мощность на 2,2% для потребителей европейской части РФ и Урала в 2020 году.
Энергоблок ЛАЭС-2 строится по договору поставки мощности (ДПМ АЭС, гарантирует возврат инвестиций за счет повышенных платежей оптового энергорынка), за срывы сроков предусмотрены штрафные санкции.
Однако из-за форс-мажора РЭА просит освободить компанию от уплаты неустойки за февраль и март 2021 года, следует из документа. Совокупный объем штрафа за два месяца - около 360 млн руб., подсчитали в "Сообществе потребителей энергии" (объединяет промышленные предприятия).
Обстоятельства непреодолимой силы возникли в период с 15 марта по 30 апреля, отмечается в проекте протокола заседания. Форс-мажор произошел из-за ограничений, связанных с распространением COVID-19, пояснили "Ъ" в РЭА. На стройплощадке ЛАЭС-2 работали специалисты французской фирмы MAN, осуществлявшие шефмонтаж дизель-генераторов. В марте начали массово закрывать границы и отменять международные рейсы, в результате французские специалисты были вынуждены покинуть Россию и экстренно вернуться во Францию, говорят в РЭА.
Работы по монтажу установок были приостановлены, при этом монтаж дизель-генераторов - этап работ, предшествующий пусковым операциям на энергоблоке.
В результате переговоров с французской стороной, а также организации максимально безопасных условий на стройплощадке, сводящих к минимуму возможность инфицирования специалистов, удалось организовать возвращение представителей компании MAN.
"С конца апреля работы по монтажу дизель-генераторов возобновились. Естественно, возникла задержка в реализации проекта около двух месяцев",- рассказывает представитель РЭА. Ситуация носит независящий от концерна характер форс-мажора, подчеркивают там.
Против освобождения РЭА от штрафов выступает бизнес. "Остается только сожалеть, что такой мощный технологический гигант, уже имея годовую отсрочку, вместо уплаты вполне посильных штрафов обращается за новой отсрочкой",- сообщили "Ъ" в "Сообществе потребителей энергии". В Минэнерго не ответили на запрос "Ъ".
Запуск второго энергоблока ЛАЭС-2 ранее уже был отложен на год (на февраль 2021 года) в рамках предусмотренного контрактом нештрафуемого периода, в результате чего РЭА потеряет один год оплаты по ДПМ. Перенести срок ввода предлагалось в том числе для сдерживания роста цен на электроэнергию выше инфляции (см. "Ъ" от 29 августа 2019 года). Стоимость второго энергоблока ЛАЭС-2, по данным "Ъ", составляет около 103 млрд руб., и перенос его ввода на год должен был снизить цену на мощность на 2,2% для потребителей европейской части РФ и Урала в 2020 году.