Откуда у "Россетей" деньги на инвестиции и дивиденды
2 апреля 2020 г."Россети" на днях рассказали о финансовых результатах 2019 года. Чистая прибыль компании по российским стандартам бухучета (РСБУ) выросла до 135,2 млрд руб., чистые активы составили 484,2 млрд руб. и по состоянию на 31 декабря 2019 года превысили уставный капитал на 283,3 млрд руб. На этом фоне компания планирует потратиться на дивиденды. Энергопотребители призывают сохранить средства для экономики, снизив тарифы и тем самым сократив перекрестное субсидирование.
Из-за "бумажных" убытков по РСБУ компания не делала годовых выплат акционерам несколько лет. Но выплачивала промежуточные дивиденды - 2,5 млрд руб. за первый квартал 2018 года и чуть более 5 млрд руб. за первый квартал 2019 года. Какая сумма будет выплачена в целом за 2019 год - неизвестно, но, по некоторым оценкам, у "Россетей" достаточно средств, чтобы заплатить минимум 5 млрд руб., а то и значительно больше.
Однако возникает вопрос, на который давно обращают внимание потребители сетевых услуг: насколько эффективно тратятся заработанные "Россетями" деньги, не лучше ли часть прибыли направить на решение проблемы перекрестного субсидирования, что вполне можно сделать без существенных потерь для инвестиций электросетевого комплекса?
По международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), выручка "Россетей" в прошлом году составила 1030 млрд руб., EBITDA - 324 млрд руб., чистая прибыль - 105 млрд руб. В основном эти показатели растут год от года (чистая прибыль по МСФО пару лет снижается). При этом у "Россетей" есть немалая дебиторская задолженность, например, долги гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний за оплату услуг по передаче электроэнергии составляют около 100 млрд руб.
И в то же время компания с такими показателями отчаянно борется, например, за дифференциацию тарифа ФСК, притом что цена вопроса - всего 38 млрд руб. (эту перекрестку предполагается перераспределить с дочерних компаний "Россетей" на крупных промышленных потребителей ФСК, (см. "НГ" от 17.02.20). По идее, это должно позволить снизить сетевые тарифы для малого и среднего бизнеса (который в этом не особо нуждается - доля электроэнергии в себестоимости у него минимальна). Причем конкретного механизма снижения тарифа нет, а потому есть большие подозрения, что произойдет лишь увеличение выручки "Россетей" на те самые 38 млрд руб. И, поскольку ограничений на прирост тарифа ФСК нет, "Россети", видимо, смогут повторять тот же маневр регулярно - наращивая расходы и сбрасывая весь рост сетевых тарифов через перекрестку на крупных энергоемких потребителей ФСК.
Проблема в том, что, как писала "НГ" (см. номер от 17.09.19), сети многие годы делали большие и, зачастую, неэффективные инвестиции. Эксперты вспоминают и дорогостоящую программу цифровизации сетевого комплекса. А поскольку далеко не всегда эти инвестиции дают реальную отдачу, единственный способ их оплачивать - пытаться собрать все больше денег с потребителей.
"Регуляторные изменения, связанные с ростом тарифов для потребителей, подключенных к магистральным сетям, и введением оплаты максимальной резервируемой мощности преподносятся как повышение эффективности электросетевого комплекса и способ снижения перекрестного субсидирования. На деле же монополия изымает денежные средства из инвестиционного оборота потребителей для повышения собственной капитализации и выплаты дивидендов, - прокомментировал ситуацию "НГ" начальник департамента развития розничного рынка и сетей ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Жихарев. - При этом только малая их часть пойдет миноритариям, основные финансовые эффекты получит основной акционер - государство, которое сейчас активно ищет способы поддержки бизнеса. Кому выгоден этот в целом бессмысленный денежный круговорот? Было бы гораздо рациональнее и проще не выдумывать эти круговые многоходовки, а сразу оставить средства в экономике, снизив сетевые тарифы и тем самым сократив перекрестное субсидирование. Было бы неплохо также погасить долги дочерних компаний ПАО "Россети" на оптовом энергорынке, размер которых уже превышает 50 млрд руб.".