Основные расхождения ведомств по Энергостратегии-2035 касаются электроэнергетики, одно - газификации
17 марта 2020 г.Большая часть разногласий профильных ведомств относительно обсуждаемого проекта "Энергостратегии РФ до 2035 года" касаются электроэнергетики, следует из сводки неурегулированных расхождений, содержащейся в материалах к заседанию правительственных комиссий по ТЭК и по вопросам развития электроэнергетики 17 марта, с текстом которых ознакомился "Интерфакс".
ТРАДИЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Споры относительно электроэнергетики вызвали "традиционные" темы - тарифы, перекрестное субсидирование и резерв мощности (в энергетике в целом - ИФ). И основным оппонентом Минэнерго по ним традиционно стало Минэкономразвития.
Так, касательно тарифов на электроэнергию Минэкономразвития отмечает отсутствие в проекте документа прогноза их изменения. Экономическое ведомство предложила в качестве основной цели обозначить в стратегии обеспечение сдерживания роста тарифов на электроэнергию на уровне не выше инфляции. В Минэнерго при этом отметили, что тезис о сдерживании тарифов "нарушает принципы рыночной экономики и баланс интересов". Речь здесь идет не только о доступности ресурса для потребителя, но и об эффективности производства и передачи. Ведомство напомнило, что большая часть цен и так содержит в себе долю госрегулирования.
Минэкономразвития также предлагает установить целевой объем резерва мощности. Минэнерго в свою очередь отметило, что в целом оптимизация структуры генмощностей, "в том числе определение оптимального (а не целевого) резерва мощности", будет обозначена в другом документе - Генсхеме размещения объектов электроэнергетики, а не в самой стратегии.
Есть идея у Минэкономразвития и относительно ВИЭ - установить в этой отрасли как целевой показатель ее развития КИУМ (коэффициент использования установленной мощности - ИФ). По мнению Минэнерго, это нецелесообразно, так как коэффициент зависит не только от эффективности оборудования, но и от востребованности конкретного вида генерации, а в случае ВИЭ на их выработку влияет еще и погода.
Не со всеми пунктами стратегии согласен и Минфин. Для этого ведомства ключевым моментом стало перекрестное субсидирования, сокращение которого не приведет к росту инвестиций в энергетику, а лишь увеличит маржинальный доход компаний. Помимо этого, опасается Минфин и роста бюджетных расходов из-за необходимости компенсации компаниям разницы между экономически обоснованным и утвержденным регулятором тарифами. Минэкономразвития, в свою очередь, предлагает конкретизировать государственную политику в отношении этого вопроса - а именно, обозначить все-таки "исключение, сокращение, недопущение увеличения, более справедливое распределение между различными категориями потребителей".
Минэнерго в части "перекрестки" продолжает выступать за поэтапный переход к экономически обоснованным тарифам на электроэнергию, " при необходимости - с привлечением средств федерального бюджета". По мнению ведомства, это - ключевая мера для "повышения эффективности электроэнергетики".
ОДИН ГАЗОВЫЙ ВОПРОС
Лишь один пункт разногласий касается не электроэнергетической темы. Минэкономразвития отмечает, что стратегия не предусматривает описание механизма, благодаря которому уровень газификации регионов к 2035 году достигнет 82,9% (в 2018 году этот показатель составлял 68,6%).
Минэнерго в настоящий момент разрабатывает новую модель газификации субъектов, отметило ведомство. В ней предполагается усилить роль региональных программ газификации с привлечением к их разработке "Газпрома" (MOEX: GAZP) и ГРО. При этом региональные программы будут иметь вес при принятии тарифных решений. Параллельно ведомство рассматривает вариант создания единого регионального оператора газификации, доступ потребителей к ГРС через заявки в МФЦ.
Министр энергетики Александр Новак ранее оценивал затраты на газификацию РФ на период до 2030 года почти в 2 трлн рублей. Министр отмечал, что источниками инвестиций могут быть собственные средства "Газпрома", спецнадбавка для ГРО, средства бюджетов, прямые инвестиции потребителей. Министр пояснял, что увеличение среднего уровня газификации в регионах до 83% даст рост реализации газа на внутреннем рынке не менее чем на 30 млрд куб. м (сейчас в РФ потребляется 440 млрд куб. м). Зампред "Газпрома" Виталий Маркелов отмечал, что на конец 2020 года уровень газификации планируется увеличить до 71,4%, к концу 2025 - до 74,7%, а к 2030 - до 82,9%.
В разногласиях к заседанию правкомиссии отдельно не обозначен вопрос финансирования этих мероприятий - источники, согласно позиции Минэнерго, укажут в региональных программах.
ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ПРОТИВ
Потребители электроэнергии не поддерживают актуальный проект "Энергостратегии". В февральском письме главы ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Василия Киселева главе комитета Госдумы по энергетике Павлу Завальному потребители предлагают установить целевой показатель по повышению эффективности электроэнергетической отрасли "в виде снижения доли затрат на электроэнергию в ВВП страны до уровня 3,5-4% к 2024 году и 2,5% к 2035 году".
Аналогичное по содержанию обращение потребители направляли в ноябре министру энергетики РФ Александру Новаку (с текстом ознакомился "Интерфакс"), проект документа "содержит недостижимые целевые показатели". В пример потребители приводили удельный расход топлива, который к 2024 году должен снизиться с 309,8 у.т./кВт.ч до 285,4 у.т./кВт.ч, а к 2035 году - до 255,6 у.т./кВт.ч. Для этого, отмечается в письме, нужно заменить неэффективные энергоблоки новыми мощностями ПГУ в объеме 21 ГВт к 2025 году, а к 2035 году - в объеме 45 ГВт. Действующие планы, будь то программа модернизации или генсхема размещения объектов, такого "не предусматривают".
Помимо этого, документ не дает гарантий исполнения "майского" указа президента (от 2018 года), подчеркнули потребители, отметив, что в проекте энергостратегии "только один, верхний (позитивный - ИФ) сценарий развития российской энергетики предполагает достижение целей (указа - ИФ)". По мнению потребителей, предлагаемая к утверждению стратегия в целом не содержит задач, которые бы помогли достичь обозначенных президентом национальных целей: "обеспечение темпов экономического роста выше мировых", "создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора"
Потребители также отмечали несбалансированность этапов реализации проекта стратегии по срокам и содержанию. Есть у них отдельное замечание и ко второму этапу, на котором предполагается переход к энергетике нового поколения. "Меры и механизмы по имплементации указанных (в документе - ИФ) прорывных технологий отсутствуют", - подчеркивали потребители.
Также авторы письма отмечали, что в новом проекте нет анализа результатов действующей версии стратегии, которая действует до 2030 года. Текущая версия установила цели, "которые еще не достигнуты, но сохраняют актуальность". В свою очередь, действующая версия стратегии содержит сведения о результатах прошлой версии документа. В целом, по мнению потребителей, документ не дает связи между отдельными целями и мерами по их достижению, а также содержит и вовсе противоречивые задачи.
"Считаем целесообразным переработать проект Энергостратегии", - заключили потребители в обоих письмах, настаивая на конкретизации и синхронизации стратегических целей и мероприятий по их достижению в увязке с целями социально-экономического развития и положениями майского указа.
Минэнерго уже несколько лет пытается подготовить обновленный вариант Энергостратегии-2035. Самые разные проекты документа вносились в правительство несколько раз, но ни один из них так и не был принят. Последнюю версию Энергостратегии министерство внесло в декабре 2019 года, она пока не утверждена.
Вице-премьер РФ Юрий Борисов планирует 17 марта провести совместное заседание правительственных комиссий по ТЭК и электроэнергетике для рассмотрения последнего варианта Энергостратегии, сообщили "Интерфаксу" источники в отрасли.
Интерфакс, 16.03.2020