Бизнесу дегенерируют надбавки
13 марта 2020 г.Правительство хочет снизить платеж промышленности за электроэнергию
Как выяснил "Ъ", правительство проведет ревизию всех нерыночных механизмов на энергорынке, в том числе надбавок для новой генерации и компенсаций проблемным регионам. Вице-премьер Юрий Борисов поручил министерствам оценить, можно ли избавиться от части надбавок или переложить некоторые из них на бюджет. Крупную промышленность, за счет которой сейчас компенсируются все нерыночные надбавки, идея ожидаемо радует, однако эксперты сомневаются в ее осуществимости.
Новый состав правительства вернется к обсуждению проблемы нерыночных механизмов в электроэнергетике. Вице-премьер Юрий Борисов поручил Минэнерго, Минэкономики, Минпромторгу, Минприроды, ФАС совместно с "Советом рынка" (регулятор энергорынков) и РСПП до 1 апреля оценить возможность отказа от отдельных программ развития в электроэнергетике - строительства новых АЭС, ГЭС, ВИЭ, мусоросжигающих ТЭС (МТЭС) и программы модернизации старой генерации. Эти стройки оплачиваются за счет надбавок к цене на мощность, и подобная инициатива в первую очередь направлена против интересов генерирующих компаний.
Ведомства должны предложить варианты сокращения этих надбавок, в том числе через иные источники финансирования и внедрение конкурентных механизмов, следует из поручения вице-премьера.
Также нужно оценить, как подобное решение скажется на энергетическом машиностроении и смежных отраслях до 2035 года.
Источники "Ъ" затрудняются назвать инициатора этой идеи, предполагая, что им мог стать кто-то из крупных потребителей. Как утверждает один из собеседников "Ъ", исходно вопрос поднимался на одном из рабочих совещаний у премьера Михаила Мишустина, а уже после этого ушел в аппарат Юрия Борисова. В аппарате премьера "Ъ" не ответили, у вице-премьера - отказались от комментариев.
Первыми нерыночными механизмами после реформы РАО ЕЭС стали обязательные инвестпрограммы генкомпаний: собственники ТЭС получили договоры на поставку мощности (ДПМ), по которым начали получать повышенные выплаты за мощность после строительства новых энергоблоков. Затем в программу ДПМ были включены новые АЭС и ГЭС. Параллельно был введен ряд "квазирыночных" механизмов, сходных с ДПМ, для ВИЭ и МТЭС. Кроме того, правительство ввело надбавки к цене на мощность для строительства ТЭС в Калининградской области и в Крыму, а также для выравнивания тарифов на Дальнем Востоке. Сейчас на энергорынке на базе ДПМ запущен новый цикл инвестиций размером примерно 3,5 трлн руб.: до 2035 года помимо модернизации старых ТЭС планируется построить новые атомные блоки и ВИЭ-генерацию.
Также Минэкономики, Минфину и ФАС поручено оценить, возможно ли переложить нагрузку по снижению цен для отдельных регионов на бюджет.
Речь идет о регионах Северного Кавказа, Туве, Карелии и Бурятии, которые ушли с оптового энергорынка обратно на тариф, как было до реформы РАО ЕЭС, что приводит к росту цен в других регионах. В 2019 году потребители оптового энергорынка заплатили за таких "льготников" около 20,3 млрд руб. На бюджет могут переложить и субсидию на выравнивание энерготарифов в отдельных регионах Дальнего Востока (32 млрд руб. в 2019 году).
В Минэнерго и Минэкономики не ответили "Ъ", в ФАС от комментариев воздержались. В Минфине переадресовали запрос в Минэкономики. В "Совете рынка" сообщили "Ъ", что получили поручение, считают его "очень полезным и своевременным". Директор "Сообщества потребителей энергии" Василий Киселев отмечает, что подобные поручения давно назрели, потенциал сокращения затрат в электроэнергетике составляет примерно треть платежей, или около 1 трлн руб. в год.
Компенсация тарифов - шаг к снижению объемов перекрестного субсидирования, а значит, мера экономически разумна, говорит Владимир Скляр из "ВТБ Капитала". Мировой опыт подсказывает, что правильный путь - движение к оплате экономически справедливой цены всеми потребителями и адресная поддержка социально незащищенных слоев за счет бюджетных средств. Но в данном случае предлагается поддерживать всех, без учета экономического состояния реципиентов, отмечает Владимир Скляр, что неэффективно.
Компенсация пониженных тарифов за счет бюджета предлагалась и ранее, но предыдущее правительство пойти на это не решалось, напоминает Алексей Хохлов из Центра энергетики МШУ "Сколково". "Будет удивительно, если сейчас позиция изменится в текущей обстановке двойного шока (сжатие спроса из-за коронавируса и падение цен на нефть), когда бюджетные доходы находятся под сильным давлением",- говорит он.
Ведомства должны предложить варианты сокращения этих надбавок, в том числе через иные источники финансирования и внедрение конкурентных механизмов, следует из поручения вице-премьера.
Также нужно оценить, как подобное решение скажется на энергетическом машиностроении и смежных отраслях до 2035 года.
Источники "Ъ" затрудняются назвать инициатора этой идеи, предполагая, что им мог стать кто-то из крупных потребителей. Как утверждает один из собеседников "Ъ", исходно вопрос поднимался на одном из рабочих совещаний у премьера Михаила Мишустина, а уже после этого ушел в аппарат Юрия Борисова. В аппарате премьера "Ъ" не ответили, у вице-премьера - отказались от комментариев.
Первыми нерыночными механизмами после реформы РАО ЕЭС стали обязательные инвестпрограммы генкомпаний: собственники ТЭС получили договоры на поставку мощности (ДПМ), по которым начали получать повышенные выплаты за мощность после строительства новых энергоблоков. Затем в программу ДПМ были включены новые АЭС и ГЭС. Параллельно был введен ряд "квазирыночных" механизмов, сходных с ДПМ, для ВИЭ и МТЭС. Кроме того, правительство ввело надбавки к цене на мощность для строительства ТЭС в Калининградской области и в Крыму, а также для выравнивания тарифов на Дальнем Востоке. Сейчас на энергорынке на базе ДПМ запущен новый цикл инвестиций размером примерно 3,5 трлн руб.: до 2035 года помимо модернизации старых ТЭС планируется построить новые атомные блоки и ВИЭ-генерацию.
Также Минэкономики, Минфину и ФАС поручено оценить, возможно ли переложить нагрузку по снижению цен для отдельных регионов на бюджет.
Речь идет о регионах Северного Кавказа, Туве, Карелии и Бурятии, которые ушли с оптового энергорынка обратно на тариф, как было до реформы РАО ЕЭС, что приводит к росту цен в других регионах. В 2019 году потребители оптового энергорынка заплатили за таких "льготников" около 20,3 млрд руб. На бюджет могут переложить и субсидию на выравнивание энерготарифов в отдельных регионах Дальнего Востока (32 млрд руб. в 2019 году).
В Минэнерго и Минэкономики не ответили "Ъ", в ФАС от комментариев воздержались. В Минфине переадресовали запрос в Минэкономики. В "Совете рынка" сообщили "Ъ", что получили поручение, считают его "очень полезным и своевременным". Директор "Сообщества потребителей энергии" Василий Киселев отмечает, что подобные поручения давно назрели, потенциал сокращения затрат в электроэнергетике составляет примерно треть платежей, или около 1 трлн руб. в год.
Компенсация тарифов - шаг к снижению объемов перекрестного субсидирования, а значит, мера экономически разумна, говорит Владимир Скляр из "ВТБ Капитала". Мировой опыт подсказывает, что правильный путь - движение к оплате экономически справедливой цены всеми потребителями и адресная поддержка социально незащищенных слоев за счет бюджетных средств. Но в данном случае предлагается поддерживать всех, без учета экономического состояния реципиентов, отмечает Владимир Скляр, что неэффективно.
Компенсация пониженных тарифов за счет бюджета предлагалась и ранее, но предыдущее правительство пойти на это не решалось, напоминает Алексей Хохлов из Центра энергетики МШУ "Сколково". "Будет удивительно, если сейчас позиция изменится в текущей обстановке двойного шока (сжатие спроса из-за коронавируса и падение цен на нефть), когда бюджетные доходы находятся под сильным давлением",- говорит он.