Модернизация ТЭС теряет ограничения
21 февраля 2020 г.Потребители энергии призывают остановить избыточное расширение программы.
Крупные потребители энергии опасаются расширения программы конкурентного отбора модернизации мощностей в теплоэнергетике (КОММод), которая финансируется за счет сборов с оптового рынка. Параметры программы пересматриваются: очередным нововведением должны стать дополнительные проекты по строительству российской экспериментальной газовой турбины. В «Сообществе потребителей энергии» подчеркивают, что поддерживают внедрение отечественных инноваций исключительно в рамках функционирования в рыночных условиях.
Правительство одобрило программу модернизации тепловых электростанций в конце января 2019 года. Она рассчитана на 10 лет – с 2022 по 2031 годы. Изначально в рамках программы планировалась модернизация 39 ГВт мощностей в европейской части России и на Урале (1 ценовая зона) и в Сибири (2 ценовая зона) и еще 2 ГВт собирались модернизировать или построить в неценовых зонах (регионы Дальнего Востока, Архангельская и Калининградская области, Республика Коми). Проекты, попавшие в программу по итогам конкурса, получат гарантированную окупаемость за счет повышенных платежей потребителей за мощность. Договоры о поставках мощности (ДПМ) планируется заключать на 16 лет. Суммарная финансовая нагрузка по оплате проектов на оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ) оценивалась Минэнерго в 2,1 трлн руб. за 16 лет в ценах 2021 года (без индексации).
Вместе с тем, последовавшие правительственные решения демонстрируют тенденцию к росту масштабов программы. В частности, кабмин уже одобрил увеличение объемов модернизации на 2025 год, отбираемых правительственной комиссией по развитию электроэнергетики вне конкурса. Изначально квота правкомиссии должна была составлять 621 МВт (15% от общего объема отбираемых мощностей на данном этапе), по предложению Минэнерго она была увеличена до 2,5 ГВт, по факту были отобраны проекты на 2,8 ГВт – превышение было обусловлено особенностью отборов таких проектов. В итоге программа модернизации в ценовых зонах уже увеличилась до 41,2 ГВт.
Кроме того, в конце прошлого года Минэнерго вышло с предложением провести в 2020 году дополнительный конкурс по отбору проектов, предусматривающих установку газовых турбин отечественной разработки, относимых к образцам инновационного энергетического оборудования (диапазоны 65-80 МВт, 100-130 МВт, 150-190 МВт). По итогам этого отбора предполагается, что поставки мощности начнутся в 2026-2028 годах суммарно в объеме 2 ГВт. Конкурс планируется провести в апреле, участие в нем будут принимать генерирующие компании, которые будут готовы установить на своих станциях экспериментальные газовые турбины российского производства. В соответствии с пояснительной запиской Минэнерго, расходы потребителей ОРЭМ на строительство новых газотурбинных установок (ГТУ) составят 145,8 млрд руб.
При растущем объеме программы модернизации, как отмечают участники отрасли, есть риск роста энергоцен выше инфляции (для расчетов она принята на уровне 3%), хотя такое ограничение в конце 2017 года было введено президентом. Насколько обосновано это опасение, покажет время, но пока с выполнением поручения президента дело обстоит неважно: в 2019 году инфляция составила 3%, а прирост средней одноставочной цены на оптовом рынке электроэнергии и мощности по ценовым зонам, согласно данным «Совета рынка», – 7,6%.
Последние расчеты «Совета рынка» и «Администратора торговой системы» относительно тенденций развития российской энергосистемы показывают, что по итогам 2019 года зафиксирован рост оплачиваемой установленной генерирующей мощности на 0,6% (до 3099,25 МВт) при снижении среднего значения нерегулируемого пика потребления, по которому распределяется оплата мощности, на 1,5% (до 1242 МВт). Фактическое потребление в ценовых зонах упало на 2308,2 млн кВт-ч, коэффициент использования установленной мощности электростанций в 2019 году снизился до 50,04% календарного времени, что на 0,32% ниже показателя 2018 года. Другими словами, при увеличивающейся финансовой нагрузке по оплате электрической энергии снижается платежеспособный спрос (потребление), что дополнительно ускорит рост перекрестного субсидирования в электроэнергетике.
Потребители все активнее уходят на собственную генерацию. Общая доля распределенной генерации в России, по экспертным оценкам, составляет 10-15 ГВт – до 6% мощности всей энергосистемы, вдобавок на разных стадиях реализации находятся проекты строительства еще около 1 ГВт. Например, в прошлом году группа ТАИФ заключила крупный контракт на строительство очередной парогазовой электростанции в Татарстане. Еще один фактор – растущее потребление газа: уровень газификации российских регионов к концу 2019 года увеличился до 69%, потребление природного и попутного газа в России, по подсчетам Минэкономразвития, выросло с 359 млн т нефтяного эквивалента в 2016 году до 397 млн т в 2018-м.
Проблема еще и в том, насколько велика потребность в новых российских ГТУ. «Спрос на такие турбины в мире падает, это сокращает экспортный потенциал российских турбин. Спрос на внутреннем рынке ограничен 2-4 турбинами. Поэтому было бы быстрее и лучше не изобретать новую газовую турбину в отдельно взятой стране, а поэтапно локализовать элементы и оборудование современных турбин зарубежных производителей. Но вместо этого настойчиво лоббируются отечественные разработки. Чтобы их финансировать, создается искусственный, фактически принудительный спрос с неясными перспективами и новыми нерыночными обременениями для энергорынка. Это дорогое и неэффективное решение, оно дополнительно снижает привлекательность энергосистемы для потребителей – сказал «НГ» начальник департамента развития оптового рынка ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Михаил Бирюков. – Чтобы снизить негативный эффект, целесообразно отказаться от отдельной квоты и проводить отбор российских турбин на общих условиях в рамках уже утвержденных объемов программы модернизации ТЭС с заменой или выводом из эксплуатации старого, неэффективного и дорогого в обслуживании оборудования с аналогичным объемом мощности».
Между тем программа модернизации может расшириться еще больше. По данным «НГ», председатель совета директоров «Силовых машин» Алексей Мордашов в письме, адресованном президенту (копия есть в редакции), заявил о готовности построить экспериментальную станцию мощностью 700 МВт - но для этого опять-таки потребуется участие в программе модернизации ТЭС. «Если «Силмаш» тратит столько усилий на запреты для конкурентов и нерыночные сборы с потребителей, эффективной отечественной турбины не предвидится», - прокомментировал «НГ» директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев.
Ярослав Вилков,