Тотальный блэкаут разума
18 февраля 2020 г.Электроэнергия для основного массива российских промышленных предприятий обходится дороже, чем в США и в ряде стран Западной Европы. Говорят, это потому, что наша промышленность вынуждена компенсировать дешевое электричество для населения. Да, перекрестное субсидирование в отрасли существует, но если корректно сравнить цену электричества для домохозяйств в нашей стране и в Америке, не по обменному курсу, а по паритету покупательной силы доллара и рубля, то окажется что бремя сопоставимо.
Примерно треть сооруженных в рамках программы ДПМ блоков построены не там, где нужно; еще треть — не то, что нужно, а оставшаяся треть зачастую работает в неэффективных режимах, что вызывает перерасход топлива. Новые блоки за редчайшим исключением не согласовывались со схемами теплоснабжения. В результате некоторые новые станции вынуждены работать в так называемом конденсационном режиме — горячая вода, образующаяся в процессе выработки электричества, остывает в гигантских градирнях, отапливая тайгу, а не жилье людей.
Теплоэнергетика осталась вообще за бортом рыночной реформы отрасли. Нагромождение собственников, полная непрозрачность, да еще в большинстве регионов чудовищная изношенность тепловых сетей и отсутствие приборов учета тепла у конечных потребителей — трудно, вероятно, найти сферу нашей экономической жизни с большим градусом вопиющей бесхозяйственности.
В прошлом году стартовала новая программа модернизации объектов электрогенерации до 2031 года. В рамках программы ДПМ-2 предполагается модернизация имеющихся в стране старых тепловых генерирующих мощностей в объеме до 41 ГВт. Это почти четверть всех ныне имеющихся в стране мощностей тепловой генерации. Казалось бы, новый инвестиционный рывок точно приведет к снижению цен — в конце концов, обновленные генерирующие мощности в теории должны работать эффективнее, потреблять меньше топлива и т. д. Но этого не случится. Главными бенефициарами программы, как и первой ДПМ, станут сами энергетики, получив на пятнадцать лет вперед гарантированный денежный поток от потребителей. Хуже того, под вывеской модернизации в большинстве случаев будет проведен лишь капитальный ремонт имеющегося оборудования. А значит, ни о каком серьезном удешевлении электричества можно даже не мечтать.
Требуется кардинальная перезагрузка всей организационной и процедурной модели работы российской энергетики, сбалансированный подход к развитию всех видов энергетических ресурсов. Для снятия противоречий в энергетической политике следует признать распределенную энергетику важным элементом развития отрасли и учитывать ее ресурс при разработке территориальных схем развития электро- и теплофикации регионов.
Каждый город, каждый регион в нашей огромной стране уникален. Где-то «выстрелят» ВИЭ и «распределенка», в пасмурных северных местах по-прежнему будет более предпочтительным развитие централизованной системы энерго- и теплоснабжения, возможно, с расширением источников тепла (уже сегодня, скажем, Нижний Тагил, Магнитогорск и Череповец отапливаются на треть от заводских печей и котлов-утилизаторов). Единого универсального решения не существует. Решения надо искать и отрабатывать в комплексе наилучших доступных технологий, с обязательным акцентом на освоение последних отечественными производителями.