Сетевую реформу замкнуло
11 февраля 2020 г.Правительство снова хочет обдумать повышение тарифа ФСК
После смены правительства принятие решения о дифференциации единого тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК) снова рискует затянуться. Вице-премьер Юрий Борисов, который теперь курирует и электроэнергетику, поручил профильным министерствам до конца февраля заново оценить влияние роста тарифа ФСК на экономику. Но при этом господин Борисов поддержал инициативу "Россетей" и Минэнерго по введению сетевого резерва, но сдвинув ее на год, до 2021 года.
Новый куратор электроэнергетики в правительстве вице-премьер Юрий Борисов поручил вновь оценить последствия дифференциации единого тарифа ФСК (входит в "Россети", управляет магистральными электросетями). Этот вопрос уже был принципиально одобрен Дмитрием Козаком, который не вошел в новый состав правительства, уйдя в администрацию президента.
По итогам совещания в правительстве 10 февраля Юрий Борисов дал поручение создать рабочую группу под руководством Минэкономики и ФАС и до 1 марта оценить влияние дифференциации тарифа на экономику, сообщили источники "Ъ" и подтвердили в Минэнерго. Как говорят собеседники "Ъ", на совещании законопроект подвергся бурной критике со стороны промышленности - "Русала", НЛМК, "Металлоинвеста", - а также ФАС и Минэкономики. В аппарате Юрия Борисова "Ъ" от комментариев отказались, сославшись на закрытый характер совещания.
Дифференциация тарифа предлагается для более равномерного распределения перекрестного субсидирования в сетях, годовой объем которого "Россети" оценивают в 234,8 млрд руб. Основным доводом промышленности стало то, что мера не приведет к общему снижению перекрестного субсидирования, а лишь перераспределяет нагрузку между участниками отрасли. "Промышленники с самого начала обсуждений обращали внимание на резко негативное влияние новой нормы на социально-экономическое развитие регионов, поскольку приведет к дополнительному росту цен для промышленных потребителей на 2-4% сверх инфляции", - говорит один из источников "Ъ", присутствовавший на совещании. Представитель ФАС, по данным "Ъ", отмечал, что не понимает, как обеспечить снижение тарифа.
При этом Юрий Борисов поддержал другую важную инициативу "Россетей" и Минэнерго - о введении платы за резерв сетевой мощности. Мера заработает с 2021 года, хотя "Россети" рассчитывали на ее введение уже с 2020 года. Речь идет о том, чтобы потребители полностью оплачивали выделенную для них сетевую мощность, даже если ее не используют. По оценкам Минэнерго, в 2019 году в России простаивало 65% мощностей (101 ГВт). По данным "Ъ", Минэнерго должно доработать постановление правительства за две недели.
Сетевую реформу поддерживают "Россети", но против выступают бизнес и регуляторы. Так, по оценкам Минэкономики, обе меры увеличат тарифную нагрузку на промышленность в базовом сценарии на 79 млрд руб. в год при общем объеме платежей энергорынка в 2019 году 2,59 трлн руб.
В "Россетях" "Ъ" заявили, что не ожидают серьезных задержек при дальнейшем прохождении законопроекта о дифференциации тарифа в правительстве и Госдуме. В компании подчеркнули, что уверены в положительном эффекте: появится потенциал для снижения тарифа для предприятий малого и среднего бизнеса, а также для сокращения бюджетных расходов. При этом конечная цена для прямых потребителей ФСК вырастет в среднем на 10%, но стоимость услуг по передаче для них окажется ниже, чем в 2012 году. Вопрос сетевого резерва в "Россетях" не комментировали. В ФАС, Минэкономики и Минстрое не ответили на запрос "Ъ".
Проект по дифференциации тарифа ФСК выгоден сетевой монополии, но вреден для экономики и препятствует достижению национальных целей развития страны, считает представитель "Сообщества потребителей энергии" (объединяет крупную промышленность). "Подход и расстановка приоритетов, заявленные новым курирующим отрасль вице-премьером в ходе обсуждения этой инициативы, обнадеживают", - говорит он.