Модернизация за чужой счет

14 января 2020 г.

Стоимость возможных работ на Красноярской ТЭЦ-3 удивила экспертов отрасли.

Параметры модернизации Красноярской ТЭЦ-3 могут быть пересмотрены. Об этом сообщил "Коммерсант" (см. номер от 10.01.20) со ссылкой на свои источники. Как пишет издание, вице-премьер Дмитрий Козак после жалобы крупных потребителей энергии поручил еще раз оценить заявленную стоимость проекта, которая сейчас составляет почти 23 млрд руб. И эта обеспокоенность понятна – реализовать масштабную программу намерены за счет повышенных платежей со стороны участников энергорынка. Да и назвать модернизацией строительство нового блока и увеличение мощности при отсутствии потребности в ней довольно сложно, считают потребители электроэнергии.

Проект увеличения мощности принадлежащей Сибирской генерирующей компании (СГК) КрасТЭЦ-3 был одобрен в прошлом году правительственной комиссией по электроэнергетике. Планировалось, что СГК завершит модернизацию до 1 декабря 2024 года. Но стоимость проекта вызвала много вопросов ведущих экспертов в сфере энергетики.

Как пишет "Коммерсант", одноставочная цена (включает CAPEXOPEX и доходность 14%) проекта составляет 8,4 руб. за 1 кВт/ч, в то время как аналогичные проекты в Сибири (вторая ценовая зона) стоят 2,2–2,6 руб. за 1 кВт/ч, в европейской части РФ и на Урале (вторая ценовая зона) – 1,9–2,3 руб. за 1 кВт/ч". Это делает стоимость модернизации КрасТЭЦ-3 значительно выше других аналогичных проектов.

Ранее по поручению аппарата правительства РФ Министерством экономического развития России проведен технологический и ценовой аудит (ТЦАпроекта модернизации Красноярской ТЭЦ-3. Ассоциация "Сообщество потребителей энергии" сочла проект излишне дорогим и обратилась к правительству с просьбой проанализировать его стоимость. "По результатам анализа поступивших в "Сообщество потребителей энергии" материалов сообщаю, что целесообразность реализации проекта модернизации Красноярской ТЭЦ-3 необоснована, – пишет директор ассоциации Василий Киселев в письмах на имя министра экономического развития Максима Орешкина и министра энергетики Александра Новака. – Сценарий реализации проекта основан на ошибочных допущениях, отказ от реализации проекта не приведет к снижению качества, надежности и безопасности электро – и теплоснабжения потребителей, капитальные затраты проекта модернизации Красноярской ТЭЦ-3 завышены в 1,6–2 раза, потенциал для их снижения, с учетом прогнозной выручки от реализации тепловой и энергетической энергии на рынке на сутки вперед (Крсв), составляет 8,4–11,7 млрд руб. Прошу учесть позицию ассоциации".

Данная просьба не осталась без внимания. Дмитрий Козак поручил Минэкономразвития согласовать позиции, после чего в правительстве не исключили возможности пересмотра CAPEX. Возможно, на это повлиял и анализ проекта со стороны СПЭ. Так, согласно заключению ассоциации, необходимость в наращивании мощности ТЭЦ не подтверждается утвержденными отраслевыми стратегическими документами. Среднегодовой прирост электропотребления энергосистемы Красноярского края в период 2019–2025 годов составляет 2,43%. Балансовая потребность наличия мощности (максимум потребления) в энергосистеме Красноярского края в 2025 году прогнозируется в размере 7,74 ГВт при фактической величине пика потребления по итогам 2018 года, равной 6,5 ГВт. Установленная мощность электростанций (ГЭС и ТЭЦ) в данном регионе к 2025 году составит 16,53 ГВт, что более чем в два раза превышает перспективный пиковый спрос.

"Нет никаких проблем и с теплоснабжением Красноярска. Анализ Схемы теплоснабжения города до 2033 года не выявил перспективной потребности в приросте потребления тепловой энергии, в том числе с учетом прироста потребления тепловой энергии при реализации программ увеличения темпов жилищного строительства", – отмечают в ассоциации.

Кроме того, судя по перечню планируемых работ, потребителям энергии придется профинансировать работы, которые не имеют никакого отношения к модернизации ТЭЦ-3. Высокая стоимость модернизации мотивировалась тем, что так же дорого обошлось строительство аналогичных объектов (ТЭЦ Советская ГаваньПриморская ТЭЦСахалинская ГРЭС-2). Между тем, отмечают в ассоциации, это более чем некорректно, так как при строительстве этих объектов "Счетной палатой РФ выявлены многочисленных нарушения, а именно – нецелевое использование бюджетных средств, завышение сметной стоимости проектов, избыточные траты, отсутствие проектно-сметной документации по ряду объектов, ошибки проектирования, неоднократный срыв первоначально установленных сроков ввода в эксплуатацию энергообъектов и других нарушений, приведших к существенному увеличению стоимости реализации данных проектов".

Использование в полной мере прогнозной выручки от реализации тепловой и электрической энергии (Крсв) для финансирования проекта в конкурсной заявке поставщика не предусмотрено. То есть, отмечают эксперты, фактически все затраты перекладываются на потребителей, в результате чего реальный срок окупаемости проекта строительства энергоблока на Красноярской ТЭЦ-3 с учетом доходности составляет пять-шесть лет, что в три раза меньше срока поставки мощности (16 лет).

В целом, полагают в СПЭпроект модернизации Красноярской ТЭЦ-3 не удовлетворяет критериям "Инновационность и энергоэффективность" и "Экология". Эксперты ассоциации отмечают, что принятые технические и технологические решения на стадии подготовки и разработки проектной документации проекта модернизации Красноярской ТЭЦ-3 "должны соответствовать современному уровню развития технологий". То есть не соответствуют, а "должны соответствовать"! Таким образом, утверждение об использовании современных технологий не доказано, считают в ассоциации, "носит исключительно декларативный, вероятностный характер, не подтверждается технологическим аудитом".

Между тем сам Красноярск, как известно, включен в федеральный проект "Чистый воздух", и улучшение экологических показателей в городе может быть обеспечено в том числе за счет снижения выбросов загрязняющих веществ, закрытия существующих или заморозки проектов строительства новых источников выбросов вредных веществ, в том числе проекта на Красноярской ТЭЦ-3, а также с помощью замены или установки золоулавливающего оборудования и электрофильтров на уже действующих электростанциях города с использованием средств компании, регионального и федерального бюджетов. Тем более что по проекту "Чистый воздух" на реализацию в городе мероприятий по улучшению экологической обстановки и снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предусмотрено бюджетное финансирование в размере 22,4 млрд руб. на период 2019–2024 годов, в том числе из федерального бюджета – 12,9 млрд руб. и консолидированного бюджета Красноярского края – 9,5 млрд руб.

"Проект строительства энергоблока на Красноярской ТЭЦ сверстан на скорую руку в отсутствие каких-либо обоснований и по завышенным расценкам, – заявил "НГ" заместитель директора ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Дзюбенко. – Никакой необходимости в увеличении тепловой и электрической мощности в Красноярске нет, регион энергоизбыточный, в обоснование проекта положены ошибочные суждения. Ни в одном отраслевом стратегическом документе риск дефицита энергии для Красноярской энергосистемы даже в перспективе не обозначен. Закрывать электрокотельные, которые фактически работают на зеленой энергии Красноярской ГЭС, и вводить вместо них угольный энергоблок нецелесообразно, это только ухудшит экологию в Красноярске. К тому же в проекте по оплате сетевого резерва, который приводится как угроза электрокотельным, для электрокотельных предусмотрены льготы и исключения".

По мнению эксперта, расценки, которые используются для энергоблока на Красноярской ТЭЦ в проекте, в 1,5–2 раза превышают максимальные предельные значения, предусмотренные для таких проектов. "Это не новая стройка, как пытаются представить проект, поясняя его дороговизну, – говорит Дзюбенко. – Программа модернизации ТЭС вообще не про новые стройки, для этого в отрасли есть другие инструменты и процедуры. Объект возводится на готовой площадке со всей инфраструктурой, все попутные расходы, включая демонтаж оборудования на других электростанциях компании, которые обнаружились в проекте, должны быть исключены".

"Суммируя изложенное: проект, по сути, не имеет отношения к энергетике – это больше похоже на финансовую схему, позволяющую без нужды для экономики строить энергообъекты и получать за них сверхдоходы за счет потребителей, – резюмирует собеседник "НГ". – При этом поставлять тепло и электроэнергию совсем не обязательно".

Сергей Никаноров,

Независимая газета, 14.01.2020


Вернуться к списку новостей Подписка на новости
Обратная связь Все поля обязательны для заполнения
captcha

Я принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности и защиты информации.


Подписка на новости
Вход
Забыли пароль?