"Россети" ищут поддержку в регионах
11 октября 2019 г.Что стоит за переносом сроков обсуждения инициатив госкомпании в Ижевске.
В графике работы комитета Госдумы по энергетике недавно произошли изменения: выездной круглый стол по теме цифровизации и перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе, запланированный на 11 октября в Ижевске, был перенесен на 8 ноября по просьбе принимающей стороны. Это дает возможность всем участникам качественнее подготовиться к мероприятию, хотя изначально выбор Ижевска для обсуждения столь важных тем очень удивил отраслевых экспертов.
В проекте рекомендаций по итогам круглого стола (есть в распоряжении "НГ") затронут практически весь комплекс насущных тем в сфере регулирования электросетевого комплекса. Документ готовился, судя по его редакции, "Россетями" – во всяком случае, в нем отражены именно их позиция и замечания.
Это касается и изложенных в документе подходов к консолидации сетевых активов в регионах, которые, согласно логике госкомпании, предусматривают включение расходов на консолидацию в тариф и создание специальных центров в виде неких системообразующих территориальных сетевых организаций (ТСО), соответствующих определенным критериям. Причем в тексте такая ТСО определена как компания, которая "оказывает услуги по передаче электрической энергии всем потребителям в регионе (независимо от того, к сетям какой ТСО фактически присоединены их энергопринимающие устройства)".
Авторы документа упоминают и идею перераспределить на крупных промышленных потребителей, присоединенных к магистральным сетям (управляются ФСК ЕЭС), перекрестное субсидирование, существующее в распредсетях (управляются "Россетями"). Раньше этот механизм назывался "последней милей", сейчас он отменен. Речь идет, по сути, о повышении ("дифференциации" в терминологии авторов идеи – "Россетей" и Минэнерго) тарифа ФСК. Это "не приведет к "росту дополнительной тарифной нагрузки на бизнес", а восстановит социальную справедливость в отношении всех потребителей электрической энергии", уверяют авторы рекомендаций, повторяя тезисы "Россетей".
Сами инициативы неоднократно уже вызывали критику у крупных потребителей энергии и многих федеральных органов власти. В частности, промышленники отмечали, что если оплачивать консолидацию сетей через тариф, то потребители фактически будут по второму разу платить за создание одних и тех же объектов. ФАС выступает категорически против каких-либо преференций отдельным участникам рынка при проведении консолидации (см. "НГ" от 30.09.19 http://www.ng.ru/economics/2019-09-29/7_7688_2909192100.html ). Оценивая последствия дифференциации тарифа ФСК, Минэкономразвития (МЭР) подсчитало, что вкупе с введением оплаты резерва сетевой мощности рост нагрузки на бизнес в пессимистичном сценарии до 2024 года может составить до 440 млрд руб. (см. "НГ" от 08.09.19 http://www.ng.ru/economics/2019-10-07/100_0710190000.html ). МЭР также представило оценки других ведомств и бизнеса: в Минпромторге отметили, что у 30% потребителей бюджетной сферы ожидается существенное увеличение стоимости услуг по передаче (для 10% из них – в четыре раза), по данным Минстроя, расходы коммунальных предприятий на оплату электроэнергии увеличатся примерно в 2,5 раза, что приведет к повышению тарифов на водоснабжение, водоотведение и тепловую энергию, РСПП оценил рост стоимости услуг на передачу для бизнеса в 80-400%.
Таким образом, представляя свой проект на федеральном уровне, "Россети" встретились с аргументами против данных инициатив не только со стороны промышленности, но и ведомств экономического блока. И, похоже, в компании решили подключить к своим лоббистским усилиям регионы.
Примечательно, что хотя выездной круглый стол в Ижевске был запланирован комитетом Госдумы по энергетике давно, однако его тема изначально не была определена. Только в начале октября стало известно, что на встрече хотят обсудить наиболее острые проблемы электросетевого комплекса. Между тем, за две недели до этого, 19 сентября, в Ижевске побывал гендиректор "Россетей" Павел Ливинский: вместе с главой Удмуртии Александром Бречаловым они запустили в столице республике первый в стране цифровой городской диспетчерский пункт и были приняты президентом Владимиром Путиным. Бречалов много рассказывал о сотрудничестве региона с "Россетями". Через несколько дней, 23 сентября, на аппаратном совещании он сообщил: "Мы очень качественно отработали повестку с Павлом Ливинским. 10-11 октября у Ливинского есть желание провести выездную профильную комиссию Госдумы по энергетике – порядка 18 депутатов. Давайте вместе подготовимся. Мы еще и эту повестку за собой закрепляем".
Получается, "Россети" заранее, еще до объявления темы круглого стола, готовились к его проведению в Ижевске при поддержке местных властей. Возможно, расчет делался в том числе на то, что не все заинтересованные стороны, скептически относящиеся к инициативам госкомпании, смогут посетить выездное мероприятие и качественно к нему подготовиться. Оказалось, что последним все еще есть что сказать по существу предлагаемых новаций, и, по-видимому, они смогли сдвинуть сроки проведения круглого стола.
"Руководство сетевой монополии открыто заявляет, что оплата резерва, возврат "последней мили", скупка других сетевых организаций и ряд других инициатив повысят капитализацию компании и предоставят ресурс для выплаты дивидендов. При этом, заверяют они, роста тарифов для потребителей не будет, – прокомментировал "НГ" директор по розничным рынкам и сетям ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Жихарев. – Но дело в том, что все эти сотни миллиардов рублей потребители оплатят не в тарифе, а сверх него в виде надбавки. Эта практика уже активно используется на оптовом рынке электроэнергии и мощности, где объем разнообразных надбавок уже достигает 70-80% совокупного платежа за мощность. В итоге цена электроэнергии вопреки указанию главы государства растет темпами, кратно превышающими темпы инфляции. Потребителей эта ситуация не устраивает. Не согласны с таким подходом и федеральные органы исполнительной власти в лице Минэкономразвития, Минстроя и ФАС России".
"Перед регуляторами и промышленностью стоят национальные задачи по наращиванию промышленного производства и росту экономики в целом. Изымать ресурсы у предприятий в угоду далеко не бедствующей сетевой монополии неправильно. У сетей есть обширные возможности для повышения внутренней эффективности, поэтому ресурсы следует искать в компании, а не на стороне, – считает эксперт. – После решений по модернизации ТЭС и намерений вернуть "последнюю милю" мы увидели новую волну перехода промышленных предприятий на свою генерацию. Утверждение инициатив сетей по надтарифным надбавкам сделают этот процесс масштабным и необратимым".
Глеб Тукалин,