РСПП вернулся к перекрестке
7 октября 2019 г.Бизнес-сообщество не хочет участвовать в неэффективном субсидировании электроэнергетики.
Бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) 9 октября обсудит позицию бизнес-сообщества по проблеме перекрестного субсидирования в электроэнергетике.
Ранее ассоциация уже направляла в правительство отрицательное мнение по этому вопросу, но оно не было учтено. 1 октября "Сообщество потребителей энергии" в письме в РСПП представило предложения по сокращению перекрестки (копия есть в "НГ"), которые уже на следующий день обсудили участники заседания комиссии по электроэнергетике общественной организации. По данным "НГ", переубедить представителей госкомпании "Россети", стремящейся перераспределить перекрестку в свою пользу, и поддерживающего ее Минэнерго участникам встречи не удалось. Однако последнее слово бизнес-сообществом еще не сказано.
Перекрестное субсидирование – ценовая дискриминация, при которой одним категориям потребителей электроэнергия отпускается по цене ниже экономически обоснованной за счет других, которые платят больше. Установить точный суммарный объем переплаты не берутся даже федеральные органы власти, однако речь идет о нескольких сотнях миллиардов рублей ежегодно, причем сумма растет из года в год. От разных форм перекрестного субсидирования "страдают" в первую очередь крупные энергоемкие промышленные потребители, а также – в меньшей степени – генераторы. По их мнению, это один из факторов, мешающих развитию промышленного производства, экспорта и в целом экономики страны.
В РСПП ранее пытались вынести эту проблему на правительственный уровень (см. "НГ" от 21.05.19), однако письмо председателя ассоциации Александра Шохина премьеру Дмитрию Медведеву, о котором сообщали СМИ летом, должного результата не принесло.
Шохин предлагал приостановить принятие разработанных Минэнерго и "Россетями" решений об увеличении тарифа для потребителей магистральных сетей (находятся под управлением компании ФСК ЕЭС). На эти сети вынуждены переходить крупные промпотребители, ранее подключенные к высокому уровню напряжения распредсетей (управляются "Россетями"). Но Минэнерго все же внесло в правительство проект закона о так называемой "дифференциации тарифа ФСК". Промышленники считают, что результатом роста перекрестного субсидирования станет только увеличение выручки "Россетей".
В письме директор ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев предлагает принять методологию учета объемов перекрестного субсидирования, позволяющую обоснованно и прозрачно учесть все его виды. "В настоящее время объемы перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе вычисляются обратным счетом – как остаток от расходов сетевых компаний‚ которые не удалось вместить в тарифную выручку. Существенное сокращение объемов перекрестного субсидирования возможно за счет оптимизации расходов сетевых монополий", – считает Василий Киселев.
По сути, потребители призывают придерживаться принятых ранее решений по ликвидации перекрестного субсидирования, ежегодно сокращая его не менее чем на 15%. В регионах с наиболее высоким уровнем "перекрестки" предлагается установить экономически обоснованные тарифы для сверхнормативных объемов электропотребления для населения. Но перед этим, согласно документу, должен начать работать механизм адресной социальной поддержки потребителей, чья доля в расходах на услуги ЖКХ превышает нормативно установленные показатели.
Для промышленных потребителей Василий Киселев предлагает сократить индексацию тарифов на передачу электроэнергии за счет повышения операционной и инвестиционной эффективности сетевых компаний, актуализировать порядок применения понижающих коэффициентов для отдельных категорий потребителей, а также возможность доступа к льготному техприсоединению. Кроме того, для сокращения перекрестки могут быть задействованы средства, вырученные от продажи пакетов акций "дочек" "Россетей", а для обеспечения льготных тарифов – бюджет.
На заседании комиссии РСПП по электроэнергетике (материалы есть в распоряжении "НГ") высказывались разные точки зрения: в Минэнерго и "Россетях" к инициативам потребителей отнеслись ожидаемо скептически, представители Минэкономразвития (МЭР) и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) частично их поддержали, частично – нет, представители промышленников и генераторов высказались определенно за сокращение перекрестного субсидирования.
Так, от МЭР поступили предложения оптимизировать экономическую деятельность сетевых компаний, ограничить уровень перекрестки в регионах (вплоть до применения санкций в случае превышения) и постепенно перейти на экономически обоснованный тариф для населения.
Заметим: еще в августе в письме на имя первого заместителя председателя правительства РФ – главу Минфина Антона Силуанова (есть в "НГ") МЭР привело подсчеты: с учетом текущих прогнозов рост нагрузки на бизнес от введения оплаты резерва мощности, вкупе с дифференциацией тарифа ФСК, в пессимистичном сценарии до 2024 года может составить до 440 млрд руб. Тогда Минэкономики подчеркивало, что "принятие обсуждаемого комплекса мер окажет негативное воздействие на развитие экономики РФ и создаст риски невыполнения задач, определенных национальными целями, в частности национальной целью по увеличению темпов роста экономики и целью по увеличению инвестиций в основной капитал". Кроме того, приводя расчеты Минпромторга о влиянии этих инициатив, в письме отмечалось, что у 30% потребителей бюджетной сферы ожидается существенное увеличение стоимости услуг по передаче электрической энергии (для 10% из них – в четыре раза). В свою очередь, по оценкам Минстроя РФ, которые также приводятся в письме, расходы коммунальных предприятий на оплату электрической энергии увеличатся примерно в 2,5 раза, что приведет к росту тарифов на водоснабжение, водоотведение и тепловую энергию сверх ранее прогнозируемых параметров.
Выступая в РСПП, представители ФАС напомнили о своих инициативах по сокращению перекрестки, в том числе, например, о справедливом распределении перекрестного субсидирования по уровням напряжения: а сейчас потребители на высоком напряжении в регионах субсидируют остальных (см. "НГ" от 28.03.19).
При этом "Россети" пытались заверить участников дискуссии в прозрачности своих инвестпрограмм и жестком контроле над ними, подвергнув сомнению возможность решить проблему перекрестки через ограничение роста тарифа (вместо этого была предложена некая гибкая тарифная система, но без конкретных очертаний). Наиболее активным оппонентам был дан совет "не лезть в экономику сетевого комплекса".
Позицию промышленников представлял РУСАЛ (с презентацией можно ознакомиться на сайте РСПП). Представитель компании обратил внимание, что затраты на "перекрестку" снижают конкурентоспособность экспортеров на внешних рынках. Между тем, чтобы обеспечить развитие экономики, производств, нужна дешевая электроэнергия. И речь идет не только о металлургии, но также химической промышленности, целлюлозно-бумажном производстве, добывающих отраслях: почти весь промышленный ВВП страны – энергоемкий, а потому зависит от цен на электричество.
В этом вопросе в РУСАЛе ссылаются на данные МЭР об отрицательном экономическом эффекте от дифференциации тарифа ФСК. По расчетам министерства, это приведет к снижению рентабельности промышленных предприятий на 17 млрд руб. в год и сокращению отчислений налога на прибыль до 2 млрд руб. в год. Другими словами, потери будут, в том числе, бюджетные.
А если приплюсовать еще одну инициативу Минэнерго и "Россетей" – введение оплаты за резерв мощности, который по сути является "бумажным" (см. "НГ" от 21.11.18), – то урон реальному сектору окажется еще более заметным. В данном случае совокупные потери экономики оцениваются в сумму около 686 млрд руб., а сокращение объема инвестиций – порядка 220 млрд руб. на период до 2024 года.
Поэтому в РУСАЛе предлагают отложить рассмотрение вопроса о дифференциации тарифов ФСК как минимум до 2022 года, чтобы исключить риск роста тарифов на электроэнергию выше инфляции (этот предел обозначен президентом Владимиром Путиным). Еще одно предложение, прозвучавшее от бизнеса, – включить в KPI губернаторов результаты в деле снижения фактической величины перекрестного субсидирования в соответствующем субъекте РФ.
В "Совете производителей энергии", в свою очередь, просят государство как минимум перестать расширять список особых регионов, где применяются регулируемые государством энергоцены: они значительно ниже рыночных, а разница оплачивается производителями и потребителями энергии в других регионах (сейчас в перечне – девять регионов).
А кроме того, потребители и производители энергии обратили внимание на рост распределенной генерации, а именно – строительство энергопотребителями собственных электростанций. Как отметили участники заседания, буквально на днях, на "Российской энергетической неделе", соглашение о постройке очередного такого энергоисточника на 250 МВт подписал "Казаньоргсинтез". И для всех очевидно, что потребители уходят на собственное энергоснабжение просто потому, что устали от неэффективности платежей за электроэнергию из общей сети, сформированных с учетом перекрестки.
По итогам заседания в РСПП предложения по сокращению перекрестного субсидирования в электроэнергетике будут представлены на ближайшем заседании бюро правления 9 октября. Причем, как отдельно было отмечено руководством комиссии, борьба с перекресткой путем перекладывания затрат между разными субъектами электроэнергетики является неэффективной и бизнес-сообщество поддержать его не может. Это значит, что как минимум в вопросе дифференциации тарифа ФСК, предполагающей именно такое перераспределение, позиция РСПП останется неизменной.
Глеб Тукалин,