Энергопотребители защищаются от ДПМ для ВИЭ
4 июня 2019 г.Поддержка возобновляемой энергетики за счет перекрестного субсидирования неэффективна
Правительство в ближайшее время может вернуться к обсуждению продления программы развития возобновляемой энергетики (ВИЭ): после подведения итогов конкурсов на модернизацию ТЭС, завершившихся в мае, уже можно просчитать объемы возможной поддержки. Инвесторы проектов ВИЭ настаивают на увеличении сроков до 2035 года на действующих условиях, при которых окупаемость обеспечивается за счет сборов с оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) по договорам предоставления мощности (ДПМ), то есть за счет перекрестного субсидирования. Потребители электроэнергии, в свою очередь, требуют исключить ДПМ из механизмов поддержки. Очередная дискуссия на эту тему прошла 31 мая на заседании секций Экспертного совета комитета Госдумы по энергетике, материалы которого есть в распоряжении «НГ».
В рамках действующей программы ДПМ ВИЭ планируется к 2024 году построить 5,5 ГВт зеленой генерации. Инвесторы предлагают выделить на период до 2035 года еще 10 ГВт квот, не меняя механизма поддержки – ДПМ, но с возможностью уточнения его параметров (например, отбор проектов по критерию одноставочной цены, а не по капитальным затратам, как сейчас). Эксперты рынка предлагают разнообразить меры поддержки: половину объема квот можно было бы поддержать за счет ОРЭМ, но необходимы и другие механизмы – льготные кредиты, займы, налогообложение, бюджетные субсидии и гранты, инструменты добровольного спроса, в том числе зеленые сертификаты.
Промышленные потребители электроэнергии по понятным причинам настроены еще более жестко – ведь, по сути, именно они во многом и финансируют развитие ВИЭ, оплачивая надбавку к цене оптового рынка, при этом никаких эффектов не получают. Действующая программа не достигла своих целей: доля ВИЭ в одноставочной цене ОРЭМ превысит 6% в 2021–2030 годах, будет создано не более 10 тыс. рабочих мест, потребители переплатят около 2 трлн руб. по сравнению с традиционными электростанциями, говорится в презентации РУСАЛа. Переплата компании в сравнении с традиционными электростанциями сопоставима со стоимостью строительства нового завода производственной мощностью около 1% мирового рынка алюминия.
Незаинтересованность крупной промышленности во второй волне поддержки ВИЭ объясняется не только значительной финансовой нагрузкой, но и фактической бесполезностью данной генерации для промышленного потребителя электрической энергии. Энергии всех отобранных 5,5 ГВт ВИЭ не хватит для энергоснабжения завода мощностью 0,5 ГВт – это объясняется крайней метеозависимостью ВИЭ. Метеозависимые ВИЭ не могут самостоятельно обеспечить надежное энергоснабжение и требуют постоянного поддержания избыточных резервов традиционной генерации и расширения сетей, а это дополнительные расходы. Получается, в объеме потребления электрической энергии и мощности промышленных потребителей объем углеродной генерации не снижается, несмотря на обременение по оплате все новых гигаваттов ВИЭ.
Мировые тренды показывают снижение затрат ВИЭ на десятки и сотни процентов, а в России капитальные затраты ВИЭ заморожены примерно на одном уровне, отмечают потребители. Отсутствие экспорта отечественного оборудования ВИЭ может свидетельствовать о неконкурентоспособности либо устаревании локализованных ВИЭ-технологий. Кроме того, метеозависимые ВИЭ не могут обеспечить надежное энергоснабжение и требуют оплаты постоянного поддержания избыточных резервов традиционной генерации и расширения сетей.
Приоритет должен быть отдан развитию ВИЭ в условиях естественной ценовой конкуренции, в изолированных энергосистемах и в секторе домохозяйств путем снятия административных барьеров, налогового стимулирования и обеспечения льготного финансирования, считают потребители. Возможна адресная поддержка производства оборудования ВИЭ для экспортных поставок, также необходимо отменять существующие бюрократические ограничения для технологий распределенной генерации, «умных» микросетей, самобалансирования, управления потреблением, хранения энергии – соотношение выгод и затрат в развитии этих технологий в России является гораздо более оптимальным, чем поддержка ВИЭ за счет субсидий оптового рынка. А кроме того, предлагается освободить энергоемких промышленных потребителей (со среднечасовым объемом потребления более 10–15 МВт-ч и долей электроэнергии в себестоимости более 10–15%) от оплаты уже отобранных к строительству проектов ВИЭ.
Причина неэффективности поддержки ВИЭ в России – это ДПМ, говорится в презентации ассоциации «Сообщество потребителей энергии»: спрос полностью искусственный, отказ от оплаты ВИЭ невозможен, ценовые параметры не актуализируются, по сути, поощряется использование устаревших технологий и никак не стимулируется эффективная эксплуатация, гарантированная доходность полностью перекладывает все коммерческие риски на потребителей. Целесообразно исключить ДПМ и нагрузку на оптовый рынок и задействовать иные меры поддержки ВИЭ, подчеркивают в ассоциации.