Производители и потребители электроэнергии согласны: договоры о предоставлении мощности можно разрывать
16 мая 2019 г."Сообщество потребителей энергии" и "Совет производителей электроэнергии"предложили дать возможность расторгать договоры о предоставлении мощности (ДПМ), если производители электроэнергии срывают сроки ее поставки. Возможные основания для расторжения договоров обсуждали 18 апреля на совещании в Минэнерго. В нем принимали участие представители обеих ассоциаций, а также регулятора – "Совета рынка", сообщили "Ведомостям" два участника совещания и подтвердили в министерстве. Ассоциации направили свои предложения в Минэнерго, "Ведомости" ознакомились с письмами.
Договоры о предоставлении мощности введены для привлечения инвестиций в модернизацию энергетики. Они гарантируют инвесторам, строящим новые станции или модернизирующим имеющиеся, возврат средств с установленной доходностью в течение 15 лет. При этом поставка электроэнергии по установленной в договорах цене осуществляется в течение 10 лет. По первой программе в 2007–2018 гг. было построено более 30 ГВт новых мощностей на 1,3 трлн руб. В 2019 г. стартовала новая программа ДПМ, предусматривающая модернизацию примерно 40 ГВт мощностей на 2 трлн руб. Система предусматривает существенные штрафы для тех, кто не может вовремя ввести электростанции. Но расторгнуть ДПМ можно только по согласованию сторон или в случае ликвидации компании-поставщика. Это раздражает промышленных потребителей, которые оплачивают и затраты на строительство новых станций, и гарантированную доходность генерирующих компаний. В январе 2019 г. вице-премьер Дмитрий Козак поручил Минэнерго разработать список оснований для расторжения договоров.
По мнению потребителей энергии, ДПМ должны расторгаться, если энергетики более года не поставляли мощность, если после ввода оборудования выяснится, что оно не работает, а также если станция в течение двух лет поставляла меньше 30% от заявленной мощности или загружалась меньше чем на 30% от норматива. Также потребители предлагают и другие санкции – не платить поставщикам, если в течение шести месяцев оборудование поставляло менее половины заявленной мощности или в течение года было загружено в 2 раза меньше норматива. Причем эти требования стоит распространить ретроспективно и на уже введенные мощности, считают потребители.
"Совет производителей электроэнергии" согласен: должна быть возможность расторжения ДПМ. Но только при просрочке на три года ввода оборудования или его консервации в процессе модернизации на срок более шести месяцев. При этом производители резко возражают против возможности расторжения уже действующих ДПМ. "[Это] будет иметь негативное системное значение для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в отрасли и стабильности работы российского электроэнергетического рынка", – уверяет представитель ассоциации.
Против возможности расторжения ДПМ выступает "Совет рынка", говорит представитель регулятора: "Необходимо иметь в виду, что ДПМ и другие долгосрочные договоры уже заключены и работают. Они содержат минимальный перечень оснований для их расторжения и сбалансированную систему ответственности сторон, предусмотренные законодательством".
Чем больше будет формальных причин для расторжения ДПМ, тем больше риск и тем большего возврата будут требовать инвесторы от таких проектов, предупреждает аналитик "ВТБ капитала" Владимир Скляр. За это в итоге заплатят сами потребители. При этом сниженная загрузка, которую хотят прописать потребители, может быть вызвана факторами, неподконтрольными поставщику. Позицию энергетиков эксперт называет "более разумной".
Представитель Козака не ответил на запрос "Ведомостей". Его коллега из Минэнергоотказался от комментариев.
Елена Вавина,