С компаний возьмут за спрос
30 апреля 2019 г.Завышение прогноза потребности в мощности обойдется в 60 млрд руб.
Прогноз спроса на мощность в схеме и программе перспективного развития электроэнергетики (СиПР) 2018 года, который Минэнерго будет использовать как базу для проведения КОМ (основной сектор торговли мощностью) в 2022–2024 годах, отличается от фактического уровня. Базовый сценарий предполагал, что спрос на мощность составит 156,57 ГВт, но фактически он оказался на 4,7 ГВт (3%) ниже, следует из годового отчета "Системного оператора" (СО, диспетчер энергосистемы). Это, по оценке Vygon Consulting, поднимет цену КОМ на предстоящем отборе мощности на 8–9%, а потребители первой ценовой зоны (европейская часть РФ и Урал) переплатят за мощность до 60 млрд руб. за три года.
Прогноз максимума потребления является одним из параметров, которые берутся для расчета стоимости мощности в КОМ. В нем учитывают планы потребителей по вводу или выводу оборудования, риски рекордно низких зимних температур (при снижении на 1°С в диапазоне температур от -4°С до -45°С потребление растет на 0,49%), рост экономики и резерв мощности. Все отобранные в КОМ мощности будут получать фиксированную плату за мощность вне зависимости от реальной загрузки. В итоге потребители стремятся снизить затраты и считают, что нужно уменьшить объем предложения в КОМ, а регуляторы, страхуясь от экстренных ситуаций, увеличивают резервы и прогнозы спроса.
В 2019 году для перехода на шестилетний КОМ (цену будут фиксировать на шесть лет вперед) будет проведен отбор сразу на 2022–2024 годы. Минэнерго дополнительно повысит цену КОМ в 2022–2023 годах на 15%, на 2024-й - еще на 5%, а в отборе на 2025 год вернется к росту по инфляции.
Прогнозы мощности в СиПР не корректируются с учетом фактического потребления, отмечает Николай Посыпанко из Vygon Consulting. Аналитик приводит в пример рынки мощности США и Великобритании, где такие корректировки предусмотрены. По его мнению, можно было бы проводить КОМ в два этапа: сначала выбирать только 90–95% прогнозного спроса, а оставшиеся объемы разыгрывать за год-полтора до поставки.
В Минэнерго разницу между фактическим и прогнозным спросом объясняют смещением сроков присоединения к единой энергосистеме (ЕЭС) Россииизолированных энергорайонов Якутии: оно было учтено в прогнозе, поскольку присоединение планировалось в 2018 году, но произошло в начале 2019 года.
В "Системном операторе" считают, что прогноз потребления мощности - это сценарий максимально "сурового" развития событий в энергосистеме, отклонение в 3–5% - свидетельство "высокого качества расчетов", а прогноз обязательно должен быть "выше факта". Различие между фактом и прогнозом объясняется тем, что в реальности погодные условия оказываются мягче, либо меняются планы потребителей, а также неточностью прогноза социально-экономического развития. Превышение не приводит к росту нагрузки на потребителей, считают в СО, поскольку по правилам рынка оплачивается только фактически поставленная мощность. Но дополнительная нагрузка возникает за счет роста цен КОМ в результате завышения спроса, говорит Николай Посыпанко. В Минэкономики "Ъ" не ответили.
Директор "Сообщества потребителей энергии" Василий Киселев отмечает, что качество прогнозов и перспективного планирования в отрасли "неудовлетворительное" и его нужно менять: "Регуляторы систематически завышают потребление, поскольку за дефицит поставок у них ответственность есть, а за профицит никакой ответственности не предусмотрено".
В СиПР заложен среднегодовой рост потребления в 1,22%, хотя по итогам 2018 года он оказался выше - 1,5% в ЕЭС. Владимир Скляр из "ВТБ Капитал" говорит, что, не считая 2009 и 2015 годов, спрос в России последовательно рос с 1998 года, но темпы снижались. Если в начале 2000-х спрос рос в среднем на 7% в год, то с 2010 года - примерно на 1%. Господин Скляр прогнозирует, что в ближайшие десять лет потребление будет расти в пределах 0,5–1,2% в год.