На новых технологиях можно и нужно зарабатывать
17 апреля 2019 г.На энергетическом рынке России сложилась уникальная ситуация: эксперты уверены – возможность заработать появилась не только у крупных, в основном государственных корпораций, но и у небольших частных компаний.
Это обусловлено развитием новых направлений: производством накопителей, солнечных батарей и ветряков, а также возникновением бизнесов по их продаже, установке и техническому обслуживанию.
Следовательно, у молодых бизнесменов появился шанс занять лидерские позиции в новом секторе. Об этом говорили на Всемирном саммите по умной энергетике World Smart Energy Summit Russia. Мероприятие организовала международная консалтинговая компания Redenex.
Главный критерий – доступность
Президент ГК "Русэнергосбыт" Михаил Андронов проанализировал происходящее на мировом рынке накопителей, подчеркнув, что прогноз роста глобального рынка систем накопления электроэнергии, участвующих в сетевых и системных услугах, обнадеживает. Многие страны активно используют накопители, что приводит к качественному изменению ситуации. Вопрос в том, насколько этот тренд актуален для России.
– Учитывая размеры нашей страны, до сих пор остаются изолированные районы, где основное потребление электроэнергии происходит за счет выработки на дизельных электростанциях, которые по сравнению с любой гибридной установкой, где есть ветряк, солнечная батарея и накопитель энергии, безусловно, проигрывают. На данный момент половина России находится вне единой энергосистемы, в таких районах можно и нужно зарабатывать деньги, – считает господин Андронов.
Кстати, заряда накопителей, проданных в мире в 2017 г., хватило бы, чтобы два года снабжать Санкт-Петербург, где ежегодно потребляется 24 млрд кВт-ч.
На волне популярности накопителей Siemens запустил производство батарей нового поколения для жилых домов, максимально эффективных для хранения энергии, выработанной потребителями.
– С развитием технологий батареи будут стоить значительно дешевле, – уверен спикер. – К тому же с литий-ионными – экономичными, емкими, но дорогими, уже конкурируют натрий-ионные – они большего размера, но стоят кратно дешевле. Учитывая, что стоимость накопителей снижается, а емкость увеличивается, спрос на них в обозримом будущем возрастет. Можно провести аналогию с энергосберегающими лампочками: лет десять на всех федеральных каналах госорганы агитировали нас отказаться от ламп накаливания, был введен запрет на производство ламп накаливания свыше 100 Вт, но это, откровенно говоря, мало помогало. Сегодня же практически повсеместно используются энергосберегающие лампы, поскольку они стали доступнее.
Другой яркий мировой тренд – переход на электромобили. В 2017 г. было продано 3 млн электромобилей, что составляет примерно половину производства таких гигантов, как Volkswagen и Ford. По оценке агентства "Автостат", на начало 2018 г. на дорогах России был 1771 электромобиль, в профильном ведомстве считают, что в ближайшие годы эта цифра может значительно вырасти. И здесь у бизнеса множество возможностей – от строительства электрозаправок до дилерства.
Третья тенденция касается управления спросом на электроэнергию. Михаил Андронов уточнил, что эффективность использования генерации на 2018 г. в США составила 83 %, в России же – 63 %. При этом использование Demand Response (ценозависимого управления спросом) позволяет при меньшем количестве генерирующих мощностей обеспечивать баланс спроса и предложения в энергосистеме.
– Как известно, в нашей стране планируется введение новых мощностей и восстановление старых. Установка накопителей позволит снизить затраты на строительство генерации на 25‑30 миллионов долларов, – подчеркнул он.
Базовые принципы пока не меняются
Заместитель председателя правления СО ЕЭС Федор Опадчий согласился, что практически все мировые тренды в развитии энергетики находят отражение в отечественной энергосистеме. Но, как и во всем мире, они имеют свою специфику, связанную с особенностями функционирования энергосистемы и отрасли в целом. К уже перечисленным он добавил развитие генерации на основе возобновляемых источников энергии – данная тенденция, с поправкой на российскую специфику, в том числе климатическую, также характерна для нашей страны.
– Общий объем планируемой к строительству генерации на основе ВИЭ в ОЭС Юга к 2023 году составляет порядка 5 тысяч МВт, или более 30 % от максимума потребления мощности в этом энергообъединении, – отмечает господин Опадчий. – Таким образом, вся мировая повестка, связанная с технологической интеграцией ВИЭ-генерации в энергосистему не в теории, а на практике, становится актуальна и для России, и решением этих вопросов нам предстоит заниматься в самое ближайшее время.
Упомянул он и наблюдающийся в мире процесс децентрализации энергетики, что тоже характерно для России, хотя и в меньшей степени. Так, в рамках реализации дорожной карты национальной технологической инициативы "Энерджинет" разработана концепция активного энергетического комплекса – микроэнергоячейки, объединяющей розничный источник генерации и непосредственно присоединенных к нему промышленных потребителей в единый потребительский комплекс, взаимодействующий с помощью цифровых технологий с энергосистемой и технологически управляемый с помощью современных технических решений и программных средств.
Не стоит забывать про цифровизацию энергетики – соответствующие проекты, направленные на улучшение взаимодействия участников отрасли, совершенствование технологий прогнозирования и управления энергосистемой, а также повышение наблюдаемости ее объектов, активно развиваются. Федор Опадчий подчеркнул, что 20 марта принято постановление правительства РФ, разработанное в рамках НТИ "Энерджинет", которое дает старт реализации пилотного проекта по управлению спросом потребителей розничного рынка с участием агрегаторов – организаций, выявляющих и координирующих способность группы конечных потребителей управлять своей нагрузкой и конвертируют ее в товары и услуги на рынках электроэнергии, мощности и системных услуг.
Особого внимания, полагает спикер, заслуживает роль системных операторов в энергетике будущего.
– Роль системных операторов в части управления энергосистемой возрастет. До тех пор, пока не будет изобретен иной способ передачи электроэнергии как по проводам или не будет найдена технология бесплатного хранения или передачи электроэнергии, как произошло в сфере телекоммуникаций, базовые принципы энергетики не поменяются – уверен господин Опадчий. – В то же время мы наблюдаем переход от крупных единичных энергоблоков к мелким, с точки зрения производства энергетика становится более распределенной. Выходит, системные операторы должны научиться взаимодействовать с большим количеством субъектов, имеющих небольшие объемы генерации. Роль большой энергосистемы будет заключаться в том, чтобы обеспечивать балансирование участников рынка между собой, но при этом не будет снижаться.
Разные приоритеты
К целям в области устойчивого развития, сформулированным ООН, одна из которых – переход к чистой, современной и доступной по цене энергии, обратился региональный советник Европейской экономической комиссии ООН Олег Дзюбинский.
– Несмотря на стремительное развитие технологий, на данный момент более 1 миллиарда 300 миллионов человек во всем мире не имеют доступа к современной энергии, а больше 1 миллиарда людей имеют ограниченный доступ. Качество энергии тоже не всегда удовлетворительное, ведь одно дело формально иметь подключение к энергосети, другое – чтобы эта энергия была доступна в течение 24 часов, не было резких колебаний по частоте и напряжению.
При этом для потребителя важно, чтобы дома и на работе было достаточное освещение, чтобы температура в помещении была комфортной, и его не волнует, как это будет достигнуто, – отмечает эксперт. – Говоря об energy transition ("энергетическом переходе"), мы подразумеваем, что энергетический сектор будет меняться, как, впрочем, будет меняться и принцип его работы путем перехода от продажи энергии как товара к продаже ее как услуги.
Я бы провел аналогию с телекоммуникационной сферой: пользуясь услугами интернет-провайдера, нас не интересует скорость работы сети и сколько байтов в секунду передается, нам важно, чтобы фильм, который мы планируем скачать или посмотреть онлайн, транслировался качественно и не прерывался. Вполне вероятно, в будущем придем к тому, что потребители смогут заключать договор с энергетическими компаниями, в котором будет прописано, какую температуру в помещении или качество освещения она должна обеспечивать.
По мнению господина Дзюбинского, сегодня значительную роль играют международные организации, являющиеся платформой, для обсуждения странами ключевых проблем в различных сферах, в том числе в энергетике. В настоящее время, подчеркнул он, многие озабочены ухудшением экологической обстановки, изменениями климата, цифровой трансформацией. Однако нужно понимать, что найти единый эффективный рецепт, который был бы применим в любой точке мира, невозможно.
Это связано с тем, что остаются страны, для которых уголь является самым дешевым видом топлива, и они не собираются от него отказываться. Другие, как, например, Африка, озабочены тем, что не все население имеет доступ к энергии, и понятно, что вопросы климата, цифровизации для них менее важны. Европа же сконцентрировала внимание на климатических изменениях. Словом, приоритеты у стран разные. Для России же, считает эксперт, одинаково важны все эти направления: и доступность энергоресурсов, и вопросы климата, и развитие возобновляемой энергетики, и цифровизация.
– Цифровизация является важным инструментом, без которого невозможно обеспечить уровень сервиса, необходимый потребителю, ведь он становится просьюмером, непосредственным участником энергетических процессов, – заметил Олег Дзюбенко.
Главный специалист по решениям в области ЖКХ SAP SE (Германия) Жеро Бизер уверен, что роль цифровых технологий продолжит возрастать, благодаря использованию передовых решений поставщики электроэнергии смогут предложить новые продукты как традиционным клиентам, так и просьюмерам. Более того, цифровизация поможет в прогнозировании долгосрочных сценариев, какие активы надо заменить и как укрепить энергосистему, чтобы справиться с ростом производства ВИЭ и увеличением количества электромобилей.
Полезные рекомендации по внедрению smart-технологий дал генеральный директор Центра энергетических технологий Андрей Макаров. В частности, он подчеркнул, что эффективность команды, участвующей в реализации цифрового проекта, определяют не должности участников, а их личная мотивация. Проект цифровизации становится успешным только в случае повседневного погружения в его проблемы первого руководителя компании. А эффективность реализации проекта определяет не только амбициозность участников рабочей группы, но и эффективная система мотивации.
Не менее важно четко видеть желаемую цель: это может быть повышение качества и надежности электроснабжения потребителей; снижение аварийности и эксплуатационных затрат в электрических сетях; повышение управляемости электросетевой инфраструктурой; существенное снижение потерь электроэнергии; повышение прозрачности при учете потребления электроэнергии юридическими и физическими лицами; обеспечение возможности включения в сеть распределенной генерации.
У потребителя появилась альтернатива
Интересную мысль высказал председатель Наблюдательного совета ассоциации "Сообщество потребителей энергии", сопредседатель Программного комитета World Smart Energy Summit Russia Александр Старченко:
– Складывается впечатление, что нынешняя энергетическая революция во всем мире движется не столько странами, сколько компаниями и потребителями, а регуляторы в большей или меньшей степени за этими движениями должны успевать.
Олег Дзюбинский поддержал коллегу, подчеркнув, что хотя 90 % потребителей по‑прежнему придерживаются принципа "чем проще, тем лучше" и не хотят вникать в особенности функционирования энергосистемы, 10 % готовы участвовать в происходящих процессах и подхватывать тренды.
Михаил Андронов добавил, что вовлечение потребителей в энергопроцессы – на пользу энергосистеме, ведь на данный момент в среднем станции используются на 60 %, а малая энергетика в России недостаточно развита. Если потребители начнут создавать объекты собственной генерации, это позволит повысить эффективность в масштабах страны – чем более дешевая будет электроэнергия, тем меньше будут издержки на ее производство, хранение, передачу.
– Например, в западной Германии, где население и промышленность находятся рядом, эффект будет не такой, как в России, учитывая наши огромные расстояния и большие издержки на транспортировку энергии. Новая энергия важна для России, мы можем стать лидерами, – сказал господин Андронов.
Федор Опадчий считает, что одной из важнейших особенностей нашего времени является наличие альтернативы: потребителю никто не запрещает иметь собственный источник генерации, не требующий сервиса и участия персонала. Как только он выработает ресурс, можно будет произвести замену.
– Большая энергетика пытается выстраивать интерфейсы, которые дают опцию участия потребителя. Если вы хотите в этом участвовать, можете получить конкретную экономическую выгоду, это ваш выбор. Но у вас появляется другой способ взаимодействия с энергосистемой, кроме получения от нее товара, сервиса. Это уже двустороннее взаимодействие, и оно, несомненно, будет развиваться, – подчеркнул Федор Опадчий.
Во Всемирном саммите по умной энергетике World Smart Energy Summit Russia приняли участие 500 экспертов из 25 стран. В рамках деловой программы было представлено свыше 90 практических кейсов от российских и зарубежных лидеров рынка.
В течение двух дней на площадке Event-hall Даниловский работали пять залов, где рассматривались ключевые темы саммита – цифровизация, распределенная и промышленная энергетика, развитие энергоэффективных зданий и городов и интеллектуальное ЖКХ. В отдельные потоки были выделены специальные программы для лидеров и стартапов – Центр знаний и Energy Tech Hub.
В рамках саммита состоялась выставка инновационных решений от лидеров отрасли и стартапов – Schneider Electric, "Фабрики Цифровой Трансформации", компании НОРБИТ, "ЭнергоТехСервиса", Voltaware, Wirenboard, Prosoft Systems, Tibbo Systems, "Энергомеры", "Петербургского завода измерительных приборов", а также компаний ITSumma, RCNTEC, Erachain, MCA, Smart Energy, InfoPro.
Елена Восканян,