Властям не удается обуздать энергорынок. Рост цен на электроэнергию еще долго будет выше инфляции, считают эксперты
17 октября 2018 г.Темп роста нерегулируемых цен на оптовом энергорынке в 2019 году по-прежнему будет выше инфляции и составит 11%, говорится в прогнозе социально-экономического развития РФ до 2024 года, подготовленном Минэкономразвития. Рост обусловлен вводами новых объектов электрогенерации, однако часть из них могут перенести на более поздний срок. Ранее президентом Владимиром Путиным была поставлена задача, чтобы темпы роста цен на электроэнергию не превышали темпы инфляции. Однако поручение президента, судя по всему, так и останется проигнорированным.
В этом году оптовые цены, по оценке Минэкономразвития, вырастут на 7% при прогнозе инфляции 3,4%. Это произойдет за счет вводов 4-го энергоблока Ростовской АЭС, 1-го энергоблока Ленинградской АЭС-2 и ряда объектов ДПМ ВИЭ (договоров поставки мощности генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии) суммарной установленной мощностью 741 МВт, ростом цены конкурентного отбора мощности (КОМ) и рынка на сутки вперед (РСВ), увеличением надбавки на доведение цен (тарифов) на Дальнем Востоке до среднероссийских, вводом новых генерирующих мощностей в Калининградской области.
В следующем году цены подскочат на 11% (при прогнозной инфляции 4,3%) из-за ввода 2-го энергоблока Ленинградской АЭС-2, 2-го энергоблока Нововоронежской АЭС-2, второй очереди Зарамагских ГЭС и ряда объектов ДПМ ВИЭ суммарной установленной мощностью 867 МВт, а также роста цены РСВ. Только в 2020-2021 годах рост цен, обещают в Минэкономразвития, не превысит общий уровень инфляции и составит 3% и 3,9% соответственно (при инфляции 3,8% и 4% соответственно). А затем, в 2022–2024 годах, рост нерегулируемой цены на оптовом рынке не должен превысить 3% ежегодно.
При этом Минэкономразвития в своих разъяснениях не учитывает готовность Росатома сдвинуть сроки пусков новых энергоблоков для снижения ценовой нагрузки на потребителей. "Итоговое решение принято. По блоку 2 Нововоронежской станции мы уже на год перенесли, на 2020 год. А по Ленинградскому блоку 2 сейчас стадия обсуждения с Минэнерго. На сегодня этот блок не перенесен, но у нас есть время на принятие решения – примерно полгода", – сообщил замгендиректора Росэнергоатома Александр Хвалько в конце сентября. Причем, добавил он, пуск энергоблока Ленинградской АЭС-2 можно перенести даже не на 2021, а на 2022 год. Также необходимо отметить, что с точки зрения свободных цен электроэнергии на РСВ вводы новых блоков АЭС приводят к положительному эффекту для потребителей, уменьшая цену электроэнергии из-за большого объема дешевой выработки.
Основной вклад в рост цены выше инфляции вносят нерыночные доплаты, субсидии и надбавки – разного рода ДПМ, субсидии для Дальневосточного федерального округа (ДФО) и др. Они являются главным финансовым обременением для потребителей электроэнергии: по прогнозам "Совета рынка", к 2023 году при сохранении текущих тенденций 70% цены на мощность будет охватывать нерыночная составляющая. "Правительство часто критикует нас за то, что цены на энергорынке растут. Конечно, растут, потому что государство решает свои проблемы за счет рынка электроэнергии. Например, развитие Дальнего Востока – это важнейшая задача, которую, по-хорошему, нужно было финансировать из бюджета, но ее финансируют из платежей рынка", – рассказывал в марте председатель правления ассоциации Максим Быстров.
"Прогноз Минэкономразвития по росту цены на 11% подтверждает опасения потребителей о замещении относительно конкурентного рынка (сегменты КОМ и РСВ) инвестиционными надбавками – ДПМ, перекрестным субсидированием ДФО при слабо контролируемом росте аппетитов генерирующих компаний, – комментирует старший консультант VYGON Consulting Николай Посыпанко. – Росту оптовых цен будет способствовать увеличение тарифной поддержки Дальнего Востока за счет промышленности и бизнеса ценовых зон ОРЭМ. Общий объем субсидирования тарифов в ДФО в 2019 году может достичь 48 млрд руб., то есть удвоиться по сравнению с 2017-м – годом запуска этой территориальной субсидии".
По оценкам эксперта, рост цен РСВ в ближайшие годы будет замедлен из-за новых вводов АЭС (от 2,4 до 4,8 ГВт до 2024 года) и ВИЭ (+5,2 ГВт к 2025 году). При этом подъем цен может быть спровоцирован выводом избыточной генерации для достижения баланса спроса и предложения: "Профицит на сегодня, по скромным оценкам, превышает 20 ГВт. В сценарии закрытия старых мощностей ТЭС цены на рынке будут расти. В результате платежи КОМ к 2023 году увеличатся на 60%, то есть почти в три раза быстрее инфляции". Цены РСВ в 2019–2023 годах также будут расти быстрее инфляции, добавил Николай Посыпанко.
Руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий Марина Войтенко сомневается, что цель снизить темпы роста цен на электроэнергию ниже уровня инфляции будет достигнута не только в следующем году, но и позже: "Эта задача была поставлена президентом давно, но такое ощущение, что ею даже не начали заниматься". Более того, по мнению эксперта, в электроэнергетике как будто решается обратная задача – разогнать инфляцию: "Непонятно, почему, практически убрав "последнюю милю" (механизм, при котором крупная промышленность доплачивает за прочих потребителей. – "НГ"), власти сейчас ее возвращают. На инфляцию это будет давить сильно, ведь производитель свои издержки будет включать в стоимость товара. А почему дивиденды энергокомпаний закладываются в тариф? Они должны выплачиваться из чистой прибыли".