Российским турбинам дадут отсрочку
1 августа 2018 г.За опоздания со вводами энергетиков не накажут.
Минэнерго согласно с идеей Минпромторга дать льготы инвесторам, которые будут ставить при модернизации ТЭС российские газовые турбины большой мощности. Им могут предоставить нештрафуемую отсрочку вводов на два года. Это дает дополнительное время на разработку отечественных турбин или на локализацию в РФ оборудования немецкой Siemens. Но, по мнению потребителей и экспертов, велик риск того, что машиностроителям не хватит и этой отсрочки.
Минэнерго направило в ведомства проект постановления правительства по программе модернизации ТЭС, рассказал 31 июля заместитель министра Вячеслав Кравченко. После серии совещаний к 15 августа проект представят в правительство.
Идея модернизации до 39 ГВТ ТЭС с инвестициями до 1,35 трлн руб. была представлена Минэнерго и одобрена президентом осенью 2017 года. Основная идея в том, чтобы сохранить текущую надбавку к ценам оптового энергорынка, которую потребители уже платят за сделанные инвестиции генкомпаний, и направить ее на новые вложения. По словам господина Кравченко, в ноябре будет «залповый» отбор проектов модернизации с вводами в 2022–2024 годах (на 2022 год — 4 ГВт, на два следующих года — по 3 ГВт).
Вячеслав Кравченко также подтвердил, что Минэнерго выступает за использование отечественного оборудования с локализацией в 90%, хотя уровень может быть «плавающим». В решении должна быть учтена позиция Минпромторга (там “Ъ” не ответили). Проекты разделены на обязательную часть (замена турбинного и котельного оборудования) и модернизацию дополнительного оборудования.
По словам замминистра, льготные условия могут получить пилотные проекты с российскими газовыми турбинами большой мощности. Такую технику в РФ пока делает только СП немецкой Siemens и «Силовых машин» Алексея Мордашова, но, говорил в июле глава Siemens в России Дитрих Меллер, сейчас локализация — лишь 60%. Как уточнил господин Кравченко, проекты с российскими турбинами могут получить нештрафуемую отсрочку вводов до двух лет (аналогичный grace period на год предоставлялся в 2008–2015 годах первой волне инвестпроектов в генерации по договорам на поставку мощности). Льготы для машиностроителей предлагал и Минпромторг (см. “Ъ” от 17 июля). В «дорожной карте» по газовым турбинам были «спецусловия» для генкомпаний, использующих инновационное оборудование, и, по словам источников “Ъ”, обсуждалась идея освободить пилоты с российским оборудованием от штрафов при срыве сроков вводов или поломках (это означает, что потребители будут платить даже за неработающие или не введенные вовремя блоки).
Но, отмечает директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев, двух лет для доработки отечественных турбин может и не хватить. С учетом избытков мощности в перспективе до 2025 года ничто не мешает всю программу модернизации сдвинуть вправо на три—пять лет, полагает он: «Это будет честнее, чем потом снижать штрафы».
Наталья Порохова из АКРА напоминает о проблемах при работе российских турбин на ГРЭС «Газпром энергохолдинга» (попытки ставить такое оборудование были в 2000-х годах при РАО ЕЭС, проблемы с ним были и у «Интер РАО»), но отмечает, что потенциальный рынок очень велик, «инвестиции под такие гарантии могут быть интересны».
Дитрих Меллер говорил о планах Siemens довести локализацию до 90%, не называя сроков. Владелец «Силовых машин» Алексей Мордашов предлагал в апреле разработать турбину при господдержке и преференциях на рынке — гарантиях закупок (см. “Ъ” от 18 мая). До стадии образцов дошла лишь ГТД-110М консорциума Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) «Ростеха», «Роснано» и «Интер РАО», которая в декабре 2017 года разрушилась на испытаниях. В ОДК не уточнили срока, к которому может начаться выпуск турбины, но заявили, что на конкурсы по модернизации готовы выйти как с ГТД-110М, так и с хорошо зарекомендовавшими себя турбинами до 60 МВт.